На вторник, 13 ноября, была запланирована встреча президента Украины Порошенко с духовенством канонической УПЦ для обсуждения вопроса предоставления украинскому православию автокефалии. Однако встреча не состоялась.
Перед встречей озвучивалось множество версий того, что могло произойти на ней.
Что должно было быть?
Общее мнение было таково, что инициатором встречи выступил Петр Порошенко, который пытается максимально перетянуть на свою сторону архиереев УПЦ. Этого требует Фанар, поскольку патриарх Варфоломей пытается не просто легализовать раскольников из УПЦ КП под руководством «патриарха Филарета» (Денисенко) и УАПЦ под руководством «митрополита Макария» (Малетича), но выступить в роли объединителя. Однако без участия архиереев УПЦ процесса объединения не будет.
Порошенко уже однажды обращался к митрополиту Онуфрию с просьбой поддержать автокефалию: накануне Константинопольского синода в октябре он встречался с предстоятелем УПЦ и просил его обратиться к Фанару, однако получил категорический отказ. Из-за этого Порошенко сорвался и начал грубить предстоятелю.
Для Фанара (исторический район Стамбула, где расположена резиденция Константинопольского патриарха) участие УПЦ необходимо для того, чтобы новое церковное образование было признано другими Поместными церквями, которые пока что выражают либо откровенное негативное, либо осторожно-скептическое отношение к константинопольскому проекту на Украине: их смущает отсутствие канонических священников и наличие бывших раскольников, пусть и «легализованных» Варфоломеем.
Издание Украина.ру уже писало о том, что Петр Порошенко планировал надавить на тех архиереев, которые входят в группу «автокефалистов», чтобы они заявили публично о своей позиции. Это, по его мнению, должно было «сжечь мосты». Прежде всего имелись в виду молодой лоббист автокефалии в УПЦ митрополит Александр (Драбинко), близкий к Порошенко митрополит Винницкий Симеон (Шостацкий) и митрополит Черкасский и Каневский Софроний (Дмитрук). Ожидалось участие и других митрополитов, например митрополита Житомирского и Новоград-Волынского Никодима (Горенко), традиционно поддерживавшего Симеона. Однако он накануне вместо ожидаемой поддержки президента Украины вместе со священниками епархии принял решение о поддержке митрополита Онуфрия.
Стоит отметить, что еще до встречи появилась информация о том, что Порошенко требует провести встречу в бывшем «доме Ленина» — Украинском доме на Европейской площади. Но митрополит Онуфрий настоял на том, что встреча должна состояться не в бывшем доме убежденного атеиста, а в Киево-Печерской лавре, то есть на канонической территории церкви. И вроде бы Порошенко в какой-то момент с этим согласился.
Однако все пошло не по плану.
Как все проходило?
Поздно вечером 12 ноября на сайте «Левый берег» появился вброс о том, что встреча с Порошенко может быть сорвана. Было выложено приглашение от Администрации президента, за подписью главы ведомства Игоря Райнина, в котором митрополита Онуфрия приглашают принять участие во встрече с президентом 13 ноября в 14 часов в Украинском доме. Главный редактор «Левого берега» Соня Кошкина работает с Банковой и является прихожанкой УПЦ, но при этом активно поддерживает автокефалию.
С утра в Лавре начали собираться журналисты и охрана. Приехали сотрудники Управления государственной охраны, видимо, в расчете на прибытие высокопоставленных чиновников. Митрополит Онуфрий начал проведение Синода. Но Порошенко все не появлялся.
Отдельно отметились журналисты русофобского и антицерковного телеканала «1+1», которые сначала раздали на камеру бабушкам по 200 гривен, а потом брали у них интервью.
Одна из бабушек держала в руках икону Николая II, создавая типичную картинку для провокационных сюжетов канала.
И уже около 14:45 по киевскому времени стало известно, что Порошенко в Лавру, где уже проходил Архиерейский собор, не приедет.
Одновременно с этим с утра был взят под охрану и Украинский дом. Однако в бывший «дом Ленина» Порошенко тоже не приехал, поскольку иерархи УПЦ туда не пришли. В это время появилась информация о том, что президент находится в Киевской городской администрации и «он очень мрачный».
Источник рассказал о том, что митрополиту Онуфрию во время Собора позвонил Порошенко: «В разгар заседания Собора архиереев Украинской Православной Церкви Порошенко позвонил Блаженнейшему и очень эмоционально заявил, что он ждет епископат в Украинском доме, спросив, почему архиереи не едут к нему на встречу. Онуфрий ему говорит, что закономерно, раз будут обсуждаться церковные вопросы, то и встречаться на церковной территории. Порошенко не согласился».
Другие источники подтверждают сам факт разговора и говорят о том, что Порошенко был весьма груб и эмоционален с предстоятелем УПЦ.
На самом деле на Соборе присутствовало подавляющее большинство архиереев: 83 из 90. Двое из отсутствовавших передали письма с указанием своей позиции по автокефалии. Только один из архиереев был замечен возле Украинского дома: это был молодой митрополит Александр Драбинко, который приехал, переговорил с охраной и уехал восвояси.
На Соборе были и митрополит Симеон, которого называли кандидатурой на пост главы Единой поместной церкви (ЕПЦ) от Порошенко, и митрополит Софроний. Только Симеон пытался убедить архиереев поехать на встречу с президентом. Как сообщил источник «Вестей», «предлагал так настойчиво, что его пришлось поставить на место».
Поздно вечером 13 ноября Русская служба ВВС сообщила о том, что Порошенко все-таки провел встречу с тремя архиереями УПЦ, из них было названо имя только митрополита Александра (Драбинко). Источники сообщают о том, что двумя другими архиереями были митрополит Симеон (Шостацкий) и архиепископ Новокаховский и Генический Филарет (Зверев), занесенный в базу «Миротворца» за активную позицию против автокефалии.
Скорее всего, встреча не состоялась, так как Порошенко понял, что в УПЦ он поддержку не найдет. То, что с опозданием до него доехали три архиерея, — это не показатель. С другой стороны, нельзя исключать того, что весь этот спектакль был разыгран Администрацией президента намеренно, чтобы показать Порошенко как объединителя, а предстоятеля УПЦ Онуфрия — как строптивого склочника, силком удерживающего церкви от объединения. Этот месседж озвучил на своей странице в Facebook пресс-секретарь Филарета Евстратий Зоря: «Демонстративный демарш руководства МП демонстрирует всем, что, ощущая за собой "плечо Москвы", оно откровенно презирает не только Петра Порошенко, президента Украины, а и в его лице — государство, в котором оно живет».
По итогу Собора было принято решение о том, что УПЦ не примет участия в создании ЕПЦ, все решения Константинопольского престола об автокефалии и легализации раскольников ничтожны и не каноничны, а также УПЦ обратилась к предстоятелям других Поместных церквей с просьбой дать оценку действиям Фанара. Кроме этого, УПЦ вслед за РПЦ разорвала евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом.
Это обращение подписали 82 из 83 архиереев. Отказался подписывать только митрополит Винницкий Симеон. О множестве претензий к прошедшему Собору заявил в интервью «Главкому» митрополит Софроний (Дмитрук), однако он сообщил о том, что единственным, кто поддержал его в симпатиях к Фанару, был Симеон — больше никто из архиереев не поддержал автокефалию.
Что дальше?
Вечером 13 ноября пресс-секретарь Порошенко Святослав Цеголко опубликовал пост, который завершается словами «Президент готов к диалогу. Двери Украинского дома открыты». Это очевидный пряник для тех, кто готов перебежать из УПЦ. Но явно будет и кнут, и о нем говорят после несостоявшейся встречи многие комментаторы. «Страна.UA» цитирует слова эксперта Руслана Бортника: «Дело в том, что эту встречу сам Порошенко рассматривал как политтехнологический инструмент и настаивал на Украинском доме, где он бы находился на своей территории и мог оказывать давление на клириков УПЦ. Украинский дом — это место, которое контролировал бы лично президент. Сами иерархи просчитали все последствия такой встречи и решили не играть по правилам Порошенко. Выбор места Банковой изначально был провальным. Пригласить священников УПЦ в бывший музей Ленина и так выглядело как унижение всей церкви. Теперь можно ожидать, что государственная политика в адрес УПЦ ужесточится. Начиная от парламента, где лежат готовые законопроекты, направленные против УПЦ, и заканчивая решениями Минкульта по переписи церковного имущества».
Очень показательна позиция сторонника автокефалии митрополита Софрония, которую он изложил в интервью сайту «Главком» по завершении Собора: «Нужно просто пожалеть свой народ. Я им про это говорил, выступая. Для меня непонятно то, что будет с нами всеми. Я им так и говорил, что завтра их объявят Российской церковью, вас 80, все вы имеете свои кафедры. А завтра вам скажут: «Ребята, до свидания. У нас есть своя церковь, у нас есть свои представители, мы тут будем. С моей точки зрения, атмосфера в церкви нездоровая».
Вольно или невольно, Софроний сам определил путь, которым скорее всего и пойдет власть, обвиняя иерархов православие в непатриотичности.
А вот — другая точка зрения по тому же поводу — архимандрита Алипия (Светличного): «Все-таки какие замечательные иерархи у нас в Украинской православной церкви! Могли ведь, как м. Александр Драбинко, побежать проявлять свое верноподданичество в здание бывшего музея Ленина! Но нет! Были под покровом Владычицы Богородицы в Ее Лавре, были возле своего Предстоятеля в единстве мысли о судьбе Святой Церкви. И мы благодарны им за эту трезвость и верность. Это наши архипастыри!»
Источник: ukraina.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 593
Рейтинг поста:
Я не являюсь прихожанином этой церкви, поскольку старовер и в моей вере совершенно иные представления, чем в иудо-христианстве никониан. Поэтому, все, что я скажу далее касается только никониан, но не касается славян.
Читая мое пояснение, прошу учитывать, что я говорю только о канонах греческой церкви, чье устройство изучал, как начетчик староверов. Это не моя церковь, а лишь объект изучения, как ученого.
Отлучение (от церкви) у никониан — практикуемая мера наказания за действия, несовместимые с одобряемым церковью образом жизни, за нарушение церковных правил, за отступничество (апостасию) или за ересь. Состоит в прерывании всяких отношений между церковью и отлучаемым.
Религиозный смысл отлучения состоит в отказе церкви как бы то ни было отвечать за мысли, слова и действия отлучённого. ...
Чем закончится история с созданием единой поместной церкви на Украине и изгнанием УПЦ МП?