«Ну, во-первых, скажите мне: есть ли какое-то общество, вам известное, которое не управлялось бы жадностью? вы думаете Россией управляет не жадность? Вы думаете Китаем правит не жадность? Что такое жадность? Конечно, никто из нас не жаден, это только другие жадны. Миром правят отдельные личности, преследующие свои личные интересы. Великие достижения цивилизации появились не из правительственных бюро. Эйнштейн создавал свою теорию не по приказу бюрократа. Генри Форд произвёл революцию в автомобильной промышленности тоже не таким образом. Единственные случаи, когда массы избегали опустошительной бедности, о которой вы говорите, единственные случаи, зафиксированные в истории — когда у них был капитализм и по большей части свободная торговля. Если хотите знать, где массам хуже, хуже всего, так это именно в тех обществах, которые от этого откололись. Итак, послужной список истории кристально ясен, нет альтернативного пути, на данный момент открытого, улучшения для массы обычный людей, который мог бы быть сравним с производственной деятельностью, развернутой системой свободного предпринимательства».
— Милтон Фридман.
Возможно, несколько неудачно, что цинизм проложил себе путь в основание социального сознания, если чувствуете запах цветов, оглянитесь, где-то рядом похороны. Мир не всегда был таким, и когда-то Американская Мечта, которая на самом деле мечта каждого и повсюду — страстная надежда, что всё, что делает нас в жизни счастливыми (любовь, семья, зарплата, которая позволит получать удовольствие от них) каким-то образом найдёт нас, если мы будем верны и решительны — была относительно скромной, как некая сладость. Достаточно значит просто достаточно, а не просто немного больше, если вы меня понимаете.
Где-то на этом пути жадность стала добродетелью, как провозгласил Милтон Фридман и подобные ему. Жадность не то, чего стоит стыдиться — это никак не менее чем поршни в великом двигателе человеческого развития. Жадность — кукловод, натягивающий нити демократии.
Итак, когда Дядя Сэм начинает говорить о демократии, оглянитесь, нет ли у вас чего-то, что он мог бы захотеть.
Взгляните на работу Дэниэла Уитта с печальным, но полным надежд отрывком о том, как Украина утрачивает большую возможность стать настоящей демократией. Ведь путь к демократии вымощен … приватизацией.
Извините за краткое восклицание в этом месте, Дэниэл Уитт по-видимому весьма прямолинейный человек. Если это тот же самый дэниэл Уитт, то его мотивация поистине выглядит самым прямым путем к прибыльности. Его самая востребованная речь, судя по его биографии, это «Американский протекционизм умоляет мир об ответных действиях». Он демонстрирует все признаки человека, который верит в свободную торговлю, чем свободнее, тем лучше, а не прикрытие хитроумного маневра правительства США.
Так что же вызывает у меня такие подозрения, подозрения, являющиеся естественными спутниками цинизма? Я рад, что вы задали этот вопрос. Если одним словом, то титан.
Каков единственный принадлежащий государству актив, который оно выделяет, озвучивая название, как признак того, что украинское правительство соскальзывает с пути реформ именно тогда, когда замаячило реальное партнёрство? Запорожский титаномагниевый комбинат. Хм-м-м. Который, как оказалось, на 49% принадлежит Дмитро Фирташу, единственному украинскому олигарху, к которому США по-видимому испытывают глубокую и неизменную неприязнь. Он остаётся под домашним арестом в Вене по требованию правительства США за «предполагаемую коррупционную деятельность с использованием банков США, и выглядит совершенно очевидным, что у того же самого правительства США не было бы никаких проблем с Запорожским титаномагниевым комбинатом, если бы он был продан частному инвестору с его согласия или без оного. А это несколько странная позиция, занятая правительством США, учитывая его решительно отрицательную оценку национализации бизнеса, расположенного в Крыму, который ранее был собственностью украинских олигархов.
Далее нами будут руководить два главных факта: один — США используют массу титана и он абсолютно жизненно необходим для космической промышленности и самолетостроения. Титан прочнее, чем сталь, но намного легче, и если бы Америке пришлось заменить сталью титан в пассажирских самолётах, они были бы намного тяжелее и смогли бы перевозить лишь уменьшенное количество грузов и пассажиров. Не говоря уж о топливе, так что они не могли бы летать далеко. В «Дримлайнере» «Боинга» от 12% до 15% титана, и «Боинг» терял $23 миллиона на каждом «Дримлайнере», вышедшем с завода в 2015 году.
Второе, США нет в списке ведущих производителей титана. На самом деле там есть лишь один-единственный союзник — Япония. Без сомнений, что ещё добавляет огорчений Америке так это то, что явным лидеров в производстве титана является Китай, с которым США ныне заняты громкой и беспорядочной торговой войной, которая с американской стороны опирается в основном на действиях в стиле крутого парня с использованием нарастающей последовательности угроз и тарифов. Вы не хотели бы, чтобы именно эта страна держала вас за *** в вопросе поставок товаров, которые вам необходимы, чтобы оставаться в доминирующем положении в основной глобальной отрасли промышленности.
Кто следующий? Россия. Бинго! США тратят массу энергии и бесконечно занимаются манипуляциями в СМИ, чтобы сделать из России врага. Вряд ли разумно со стороны России продолжать помогать Америке и её аэрокосмической отрасли, поскольку значительная её часть занимается вооружениями и производством военных систем. Далее, по порядку, идут Япония (которая производит меньше, чем половину того, что даёт Китай), Казахстан, Украина и Индия.
Хммм…. Украина. Украина производит около 10 000 метрических тонн в год, но если найдётся частный инвестор и модернизирует производство, то будет производить намного больше. Конечно, бизнес нельзя продавать в убыток, но, возможно, пригодится решение «Уол-Март»: я знаю клиента, который купит 100% вашей продукции — вот сколько он желает заплатить. Возможно, не так много, как вы надеялись, но вы можете быть уверены, что продадите всё, что произведёте. Свободная торговля в действии, детка, соглашайся.
В грубом приближении именно так считает Diplomatic Courier. Из статьи мы узнаём, что США продали весь резервный запас титана для нужд национальной обороны, начиная с конца 1990-х. Возможно, не самое яркое решение, учитывая, что США теперь импортируют 75% титана и нуждаются в нём более чем когда-либо.
«Отношения США и России в последние два года запутаны, напряжённость между ними выросла в апреле, когда против России были введены новые санкции. Из-за этих санкций Россия угрожала прекратить экспорт титана в США. При растущей зависимости от титана результат этого был бы разрушительным для оборонной промышленности США и производителей самолётов, например «Боинга».
Разрушителен — и не говорите. Я надеюсь, вы поймёте, с чего это циник во мне столь подозрителен, поскольку США выражают возмущение и скорбь, когда титановая промышленность Украины не появляется в списке государственных активов, которые будут приватизированы, и одновременно оно заявляет, что подобная приватизация жизненно необходима для модернизации украинской экономики. А именно это на самом деле и тревожит Дядю Сэма. Честно.
Возвращаясь к первоначальной ссылке, Дэниэл Уитт машет морковкой перед носом Украины, приводя Соединённое Королевство и Новую Зеландию, как примеры успешной приватизации. Украина колеблется, говорит он, но она должна пройти тем же путём.
Довольно любопытно, что поисковая выдача с использованием термина «приватизация катастрофа для Соединённого Королевства» содержит утверждения, что приватизация государственных железных дорог, автобусного сообщения и водоснабжения — все привели к ужасающим результатам. Однако, важно, что они не были единообразным провалом — они были прекрасны для бизнеса; на самом деле в статье описывается приватизация, как «золотое дно». А вот где они стали провалом, если воспользоваться примером водоснабжения, так это для пользователей, окружающей среды и тех, кто был занят в этой отрасли.
Перенесём эту ситуация на титановую промышленность на Украине. Задайте себе вопрос, насколько США будут встревожены, если пострадает окружающая среда на Украине из-за амбиций нового частного производителя и его инвесторов. Как насчёт того, что рабочих будут ни во что не ставить и «золотое дно» пройдёт мимо них? Как там насчёт выводов Фридмана о том, что теория относительности Эйнштейна была вдохновлена его верностью капиталистическим принципам, или что Генри Форд добился такого успеха потому, чтобы изначально сторонником свободной торговли? Если уж на то пошло, его описание личностей, преследующих свои собственные интересы, заставляя мир крутиться так, что это угодно божкам частного предпринимательства, должно бы послужить предостережением.
Знаете, я думаю, тут мы сходимся во мнении. По крайней мере, я на это надеюсь.