В воскресенье в Париже пройдет саммит, посвященный 100-летней годовщине Перемирия 11 Ноября, которым завершилась Первая мировая война.
Мы все еще испытываем последствия Первой мировой войны (aftershocks of World War One). Она началась с объявления Австро-Венгрией войны Королевству Сербия 28 июля 1914 г. Балканы в то время называли "пороховой бочкой Европы". И они ей остаются до сих пор.
Но если смотреть более глубоко, Балканы послужили лишь площадкой для выяснения отношений великих держав.
Когда Россия победила Турцию в войне 1877-78 гг., был заключен Сан Стефанский мирный договор, который рассматривался в Австрии как "слишком выгодный" для России и ее "православно-славянских" целей.
Берлинский конгресс 1878 года позволил Австрии оккупировать Боснию и Герцеговину - провинцию с преимущественно славянским населением. В 1914 г. славянские повстанцы Боснии отвергли австрийский план о полном поглощении провинции; они убили австрийского наследника и ускорили начало Первой мировой войны.
Хоть что-нибудь изменилось? После распада Советского Союза НАТО, вероятно, зашло чересчур далеко - по крайней мере, с российской точки зрения, и поэтому Кремль стремиться вернуть под свой контроль Черногорию, Македонию, Сербию, Республику Сербску в Боснии и Герцеговине и, возможно, Болгарию. Другими словами, Балканы.
Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер предупредил, что, если ЕС разрушится - будет война на Балканах.
ООН сегодня выглядит почти столь же слабой, как Лига Наций, которая была основана в 1920 г., а в 1930-х потерпела фиаско в попытке выполнить свою главную задачу: не допустить очередной мировой войны.
Эммануэль Макрон, который будет хозяином саммита, недавно предупредил о "возвращении в 1930-е гг." Это тот самый исторический период, в который состоялось рождение нацизма и фашизма, а также сталинизма, и который стал прямым следствием Версальского договора, подписанного в 1919 г.
Исчезновение Австро-Венгрии и де-факто выход большевистской России из Европы предопределили будущие попытки Германии (которая тогда не была оккупирована, в отличие от ситуации по итогам Второй мировой войны) добиться реванша.
Но на этот раз, как полагает Макрон, вся Европа рискует потерять свой суверенитет, если ей “будут помыкать иностранные державы”.
Действительно, на этот раз призом победителю будет не триумф над другой нацией; речь идет о выживании Европы как глобального игрока на мировой арене. У ЕС очень много соперников, даже среди союзников: взять хотя бы США, Турцию и Израиль. А среди внутренних врагов не только политические организации, но и целые правительства. Посмотрите на Венгрию, например.
Встреча в Париже даст мировым лидерам не только возможность пофотографироваться друг с другом, но и шанс задуматься об уроках истории. Что не подлежит сомнению, так это то, что ЕС нуждается в перестройке.