Бывший сотрудник Агентства национальной безопасности США (АНБ) Эдвард Сноуден заявил, мотивируя свой разрыв с американскими спецслужбами: «Я не хочу жить в мире, в котором записывается все, что я говорю и делаю». Это было пять лет назад, а на днях в Германии вышла книга журналиста Йоханнеса Брёкерса «Заткнись, Алекса» («Schnauze, Alexa!»), подтвердившая, что именно так всё и происходит.
В произведении Брёкерса рассказано о всепроникающем влиянии в частную жизнь человека со стороны тех сил, которые известны в Европе как «Большой брат». В 1999 году в Нидерландах появилось телевизионное реалити-шоу «Большой брат» (Big Brother). Вскоре оно перекочевало в Великобританию, получило необыкновенный успех и стало популярным во всем мире. Участники шоу, добровольцы, помещались в изоляцию и жили в ней неделями, создавая между собой некие отношения, а любой телезритель мог наблюдать, что они при этом делают, вплоть до подробностей интимной жизни. Это была жизнь на виду у всего мира.
Книга Брёкерса рассказывает о том, что «Большой брат» давно вышел за пределы шоубизнеса и тайно наблюдает за каждым жителем «развитой» части человечества – США и Европы.
В СМИ есть уже много публикаций о том, что «цифровые монополии» Facebook и Google создают возможности для проникновения в частную жизнь пользователей. Никого уже не удивляет, что на любой бытовой запрос вы получаете неожиданный вал предложений из самых разных адресов. Это говорит о том, что ваш профиль обработан, что вы стоите на учёте неизвестных вам операторов. И спецслужбы всегда могут воспользоваться таким массивом данных в своих интересах. Однако это лишь видимая часть работы «Большого брата».
О том, насколько глубоко «цифровые монополии» проникли в жизнь людей, Брёкерс рассказывает на примере работы американской фирмы «Амазон». С 2016 года «Амазон» предлагает устройство «Алекса», которое выполняет функции ассистента по дому. «Алекса» контролирует звуки в жилище и реагирует на распоряжения его обитателей. Устройство работает в интерактивном режиме, то есть в режиме диалога. Например, оно включит по вашей просьбе любимую музыку, сообщит прогноз погоды, занесёт в память сделанные покупки, наметит календарь встреч. «Алекса» может выполнять 50 тыс. функций, в ближайшем будущем на неё можно будет полагаться во всем, включая стирку белья, уборку помещений, регулировку отопления и т. д.
Это выглядит как необыкновенный комфорт, но каждый приказ, который даётся «Алексе», уходит на серверы системы «Амазон». Там исследуются привычки и склонности человека, его поведение в быту, и человек превращается в абсолютно прозрачного потребителя. «Амазон» анализирует разговоры и знает, почему, например, хозяйка предпочитает ту или иную косметику, те или предметы интимного ухода и т. п.
Основатель и владелец системы «Амазон» Джефф Безос Амазон (Jeff Bezos Amazon) начал с мастерской в гараже и за 25 лет создал самое дорогое предприятие на планете. Сегодня «Амазон» является крупнейшим он-лайн продавцом в мире. В «Амазоне» предлагают свои товары 2 миллиона продавцов. Фирма контролирует вычислительные центры, которые отслеживают торговую конъюнктуру, и имеет 300 миллионов профилей пользователей. Этот «продавец всего», как называет себя Джефф Безос, находится на пути «к обладанию всем» и «знанию обо всех».
Широкая публика продолжает увлекаться детективами, в которых фигурируют шпионские «жучки» для прослушивания, в то время как в реальной жизни угнездился «супержук» из «Амазона», записывающий каждый звук в жилище.
«Алекса» не спрашивает, разрешается ли ей записывать разговоры. Конечно, при большом желании можно добиться того, что «Амазон» сотрёт ваши записи, но главное – все они уже обработаны и проанализированы. Вас взвесили, обмерили, изучили. Так за комфорт вы расплачиваетесь своим правом на неприкосновенность частной жизни и в конечном счете свободой.
Недавно «Амазон» заявил патент, по которому машина распознает голос пользователя и может давать ему рекомендации по поведению. Например, если вы не берёте зонтик в дождливую погоду или слишком легко одеваетесь. Она будет прописывать вам лечение, если заподозрит у вас болезнь. Всё это развивает эмоциональные отношения с машиной, в первую очередь у детей. Они будут более охотно общаться с «Алексой», чем с родителями.
Между тем известно, что фирма «Амазон» отличается низкой культурой внутренних отношений. Она плохо оплачивает работу сотрудников, устраивает видеонаблюдение за ними, разоряет целые отрасли, относится к крупнейшим неплательщикам налогов. Однако «Амазон» «оседлала тренд». Только в Германии у этой фирмы более 40 млн. клиентов.
Профессор Дэвид Черитон (David Cheriton) из Стэнфорда говорит: «Складывается впечатление, что кто-то депонирует свой мозг у Безоса или поручает ему думать за себя. Стоит в эти структуры только войти, выбраться из них очень непросто. Если мы исходим из шпионажа за потребительским поведением, то «Амазон» учитывает идеи тысяч фирм, которые используют его систему. Уж не говоря о том, что ЦРУ хозяйничает в «секретном облаке» Amazon Web Services (AWS) [AWS – подразделение «Амазона», которое приносит самый стабильный доход].
Сегодня Джефф Безос владеет состоянием в 150 млрд. долларов и является богатейшим человеком планеты. Только 58 государств имеют больший ВВП, чем его состояние, а 135 государств отстают от него. Это колоссальные деньги и колоссальная власть.
Цифровые монополии стремительно становятся «Большим братом» человечества. Идет ли речь о Джеффе Безосе, Марке Цукерберге (Facebook) или основателе Google Ларри Пейдже, все они в начале 1990-х годов, когда Интернет ещё только зарождался, оказались в нужное время в нужном месте и сумели разглядеть возможности цифровых технологий. Так появилась новая форма «контролирующего капитализма», в жертву которому приносятся гражданские права и личная жизнь людей.
Люди в условиях «контролирующего капитализма» превращаются в одномерных потребителей, которые участвуют игре, пока они могут платить. Как только способность платить исчезает, людей выбрасывают, но до этого человек оказывается опутан паутиной с ног до головы.
Йоханнес Брёкерс делится своим личным опытом: пока ещё есть время остановить эту опасность и сказать: «Заткнись, "Алекса", я не пользуюсь "Амазоном"». А если этого не сделать, цифровой империализм окончательно подавит в современном человеке образ Божий. Завтра может быть поздно.