Переговоры о транзите российского газа через Украину после 2019 года идут тяжело. Об этом заявил министр экономики и энергетики ФРГ Петер Альтмайер на 11-й Российско-германской сырьевой конференции в Потсдаме.
«Мы начали диалог, прямые переговоры между Россией и Украиной о продолжении транзита после 2019 года… под председательством ЕК… Переговоры сейчас ведутся на уровне экспертов, они идут тяжело, — сказал глава немецкого ведомства. — Но разумной и приемлемой альтернативы этому нет».
В то же время «Газпром» максимально загружает сейчас обходные газопроводы — «Северный поток», «Голубой поток» и «Ямал-Европа». Как писало EADaily, Украина потеряла на транзите в этом году $ 326 млн. Впрочем, такая тактика может быть связана не только с желанием российского холдинга сократить расходы на Украине, но и попыткой просчитать возможности обходных путей в случае того, если до конца 2019 года не договорятся и транзит через Украину остановят. «Северный поток», например, работает с превышением проектной мощности. По данным Timera Energy, при проектной мощности в 151 млн кубометров в сутки по балтийскому газопроводу подают 160 млн кубометров.
В конце следующего года «Газпром» планирует запустить в обход Украины два газопровода — «Турецкий поток» и «Северный поток-2». Их общая мощность — 86,5 млрд кубометров в год. Теоретически, этих объемов будет достаточно, чтобы покрыть нынешние показатели украинского транзита с учетом текущего роста экспорта в 4,4%. В годовом исчислении поставки «Газпрома» в Европу должны при нынешних показателях составить 201,5 млрд. Однако «Газпром» планирует выйти в этом году на 205 млрд кубометров, что уже превысит возможности холдинга транспортировать в обход Украины в 2020 году почти на 4 млрд кубометро. И — уж тем более его прогнозы о продолжении роста спроса на российский газ в Европе.
Недавно «Газпром» и австрийская OMV подписали контракт о дополнительной поставке 1 млрд кубометров газа в год. Кроме того, Молдова получает российский газ через Украину, за счет украинского транзита «Газпром» сегодня может резко нарастить поставки и «Северный поток-2» не сможет до 2021 года заработать в полную силу. Его сухопутное продолжение Eugal мощностью 55 млрд кубометров будет полностью введено в эксплуатацию только в конце 2020 года. А в 2020 году по нему можно будет экспортировать 34 млрд кубометров. Таким образом, в том году у «Газпрома» без украинского транзита образуется дефицит транспортных мощностей не менее 25 млрд кубометров.
Теоретически, российский холдинг может частично использовать «Южный газовый коридор» из Азербайджана — около 10 млрд кубометров. Однако для этого «Газпрому» придется поставлять газ в сам Азербайджан, так как «Турецкий поток» должен быть полностью загружен, и это сделает транспортировку слишком дорогой.
На рынке говорят, что в «Газпроме» рассматривают самые разные варианты развития ситуации с украинским транзитом, в том числе полную остановку. По словам участников рынка, один из рассматриваемых вариантов — закупка газа в Европе: тех объемов, которые не удастся транспортировать в обход Украины. В «Газпроме» не ответили на запрос EADaily, действительно ли это так.
Аналитик Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО Александр Собко отмечает, что отказ от украинского транзита в случае недостроенного «Северного потока-2», а «Турецкий поток» в любом случае будет запущен, приведёт к недопоставке на рынок до 60 млрд куб. м газа в год при нынешнем спросе в ЕС на российский газ. «Но спрос на газ в текущем году рекордный и уже превышает контрактные объёмы, следовательно, можно говорить о реальном дефиците, оценочно, в 50 млрд кубометров газа или менее, — говорит эксперт. — Это тоже существенные объёмы, которые теоретически могут быть покрыты через импорт СПГ, хотя и приведут к взлёту цен».
Заместитель директора аналитического кредитного рейтингового агентства АКРА Василий Танурков отмечает, что закупки газа на спотовом рынке дорого обойдутся «Газпрому». «Компания продает газ по контрактным ценам, а закупать в такой ситуации, скорее всего, получится только дорогой СПГ. И „Газпром“ понесет существенные убытки», — заметил эксперт.
В любом случае, закупка сжиженного газа на практике проблему не решит, считает Александр Собко, так как не менее важно наличие газотранспортных мощностей до конечных потребителей российского газа в ЕС. «В таких объёмах лишних газотранспортных мощностей от свободных регазификационных терминалов до потребителей в Центральной и особенно Восточной Европе нет, поэтому эффект от такого решения будет ограниченный, а закупаемые объёмы невелики», — прогнозирует Аналитик Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО.
Таким образом, в первый же год работы «Турецкого потока» и «Северного потока-2» российский газ не получится пустить полностью в обход Украины без потерь для «Газпрома». В следующие годы, когда полностью заработает Eugal, такая возможность теоретически есть, но без дальнейшего роста поставок в Европу, о чем в российском холдинге сейчас говорят как о свершившемся факте.
А так как российский газ занимает сегодня более трети газового рынка Европы и именно «Газпром» может в самые короткие сроки нарастить поставки, то беспокойство европейских стран понятно. И экстренный вариант их вряд ли устроит, так как внутри ЕС вырастут цены на газ. Поэтому Брюссель так активно и усаживает Москву и Киев за стол переговоров, в которых, на самом деле, заинтересованы все. Разница состоит только в том, на чьих условиях. А соглашаться с чужими каждая сторона не намерена категорически. «Нафтогаз Украины» требует компенсацию в $ 2,6 млрд по решению Стокгольмского арбитража и контракт на прокачку не менее 120 млрд кубометров. «Газпром» оспаривает вердикт арбитров и готов транспортировать через Украину остатки от других газопроводов. Ранее глава холдинга Алексей Миллер говорил о 10−15 млрд кубометров.
ЕС предлагает сойтись на среднем, чтобы украинская ГТС окупалась, не менее 40 млрд. Столько понадобится «Газпрому», если спрос на российский газ продолжится. Только смогут ли обе стороны убрать другие противоречия, покажет время. «Прекращение украинского транзита — худший сценарий для всех — России, Украины и Европы. В плюсе будут только те, кто хочет любой ценой подорвать энергетическое сотрудничество России и Европы, — говорит заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — Сейчас нет особого смысла его обсуждать, так как есть время и возможности предотвратить его общими усилиями. В том числе европейцам нужно активнее давить на Украину, чтобы у них не было даже мысли пожертвовать своими интересами как транзитера и энергетической безопасностью ЕС ради того, чтобы оказать услугу Вашингтону и насолить Москве».