Италия была первой страной, которую я изучал, когда пришёл в мир финансов ещё в 1982-м, так что я уделяю ей особое внимание. В то время я работал на очень крупный американский банк, и всё ещё помню частые трансатлантические конференции с призывами обсудить отношение долга к ВВП Италии. У всех в уме возникал вопрос, когда в стране наступит дефолт, но он так и не наступил. Наоборот, Италия выкарабкалась и продолжает справляться с трудностями. И всё же теперь, когда итальянское правительство по-видимому готово к противостоянию с ЕС, будет неудивительно, если вновь возникнет обеспокоенность дефолтом.
Как показывает мой более чем 30-летний опыт, экономические проблемы Италии появились задолго до присоединения к евро. В Италии по европейским стандартам плохая производительность, и это задавало относительно низкую тенденцию к росту в десятилетия до введения евро. В то же время случайные всплески более быстрого роста регулярно сеяли семена для различных кризисов, зачастую приводящих к девальвациям итальянской валюты — лиры.
Конечно, есть и те, кто сожалеет о прошлом, когда лиру можно было ослабить, чтобы восстановить рост. При единой валюте такой возможности больше нет. Но что упустили проевропейские романтики, так это то, что членство в зоне евро дало Италии низкую инфляцию, а следовательно и более низкие процентные ставки. Более того, есть повод задуматься, что девальвации лиры принесли больше вреда, чем пользы. Даже если они давали случайный конкурентный рост, они заменяли боле жёсткие структурные реформы, которые увеличили бы производительность в долгосрочной перспективе.
Есть и такие, кто полагает, что финансовые и монетарные рамки еврозоны удерживают Италию в области низкого номинального роста ВВП, возможно чрезмерно низкой инфляции и высокого долга. Но ещё до того, как пришло к власти новое правительство, циклически регулируемый финансовый дефицит Италии — в отличие от положения с долгом — зачастую был скорее ограниченным в сравнении с остальной еврозоной, равно как с другими членами G7 (Канадой, Францией, Германией, Японией, США и Британией).
Тем не менее, ведущие политические партии, управлявшие Италией до этого года, не обеспечили номинальный рост ВВП, необходимый стране. В результате итальянцы избрали необычную коалицию, чья программа сочетает политику левых и правых популистов. В то время, как партия Лиги обещает сократить налоги, движение «Пяти Звёзд» стремится к некой форме базового дохода.
Но что необходимо Италии, так это широкая программа структурных реформ для улучшения производительности. Это единственный способ достичь более высокого долгосрочного роста, учитывая демографию страны. Помимо проведения политики резкого наращивания участия женщин в составе рабочей силы, Италия должна обеспечить более привлекательные возможности для молодежи.
Со своей стороны ЕС следует больше помогать Италии предпринимать жесткие действия, которые ей необходимы. Европейская комиссия, ЕЦБ и правительство Германии ошибаются, настаивая на жёстком применении пакта ЕС о стабильности и росте, в частности на ограничении финансового дефицита 3% ВВП. Хотя некоторым странам позволено выходить за рамки ограничения дефицита в сложные времена, с Италией почти никогда не идут на компромисс из-за высокого уровня долга. Но опыт Бельгии и Японии показывает, что большой правительственный долг можно уменьшить лишь путём устойчивого экономического роста.
Что ещё более усложняет ситуацию: некоторые реформы с целью наращивания долгосрочного роста производительности могут на самом деле понизить рост в краткосрочной перспективе. Таким образом, любому правительству, использующему подобные меры, будет необходимо иметь возможность вводить контр-циклические стимулы.
Ещё одна проблема касается монетарной политики. ЕЦБ мог бы обладать более широким кругозором в том, как стремиться к целевой инфляции всего в 2%. Эта цель, как и цель Германии в 2%, оставляет Италию в капкане низкой инфляции даже тогда, когда она могла бы выиграть от больших стимулов монетарной политики.
В таких условиях властям ЕС было бы неплохо не препятствовать планам нынешнего правительства слишком уж агрессивно. Если влиятельные либералы встревожены последствиями действий демократически избранного популистского правительства, то им следует ещё больше тревожиться о том, что последует, если экономическая обстановка ухудшится. На данном этапе Италии необходим более сильный рост номинального ВВП — без дальнейших сложностей и препятствий.
Некоторые скажут, что для начала было ошибкой позволить Италии войти в еврозону, и что оптимально валютная зона должна была быть более дискриминационной. Но немецкие и французские деловые круги настаивали, что монетарный союз должен включать наиболее конкурентоспособные итальянские компании. А раз уж Италию посчитали приемлемой, то такими же были и многие другие страны.
В конце концов, те, кто имеет власть устанавливать и вводить финансовые и монетарные правила ЕС, прекрасно понимают, что еврозона не переживёт кризиса в Италии в греческом стиле. Именно они в последующие месяцы отвечают за то, что до этого не дойдёт.