Представители России, Ирана и Индии в ноябре проведут встречу, чтобы обсудить запуск проекта «Север-Юг». Станет ли он альтернативой китайскому «Новому шелковому пути»?
Перспективы мировой экономики будут зависеть не только от доступа к энергоресурсам и технологиям, но и от наличия транспортных коридоров. На днях Турция открыла крупнейший в мире Стамбульский аэропорт и строит новый канал параллельно Босфору. Китай протягивает железнодорожные ветки через Среднюю Азию и Кавказ в Европу в рамках проекта «Один пояс — один путь» и возводит альтернативный Панамскому канал в Никарагуа. США, по большому счету, такие проекты не особо нужны в силу географического положения, так как сообщение с крупнейшими торговыми партнерами — Китаем и ЕС — осуществляется по морю и воздуху.
А вот России, находящейся в сердце Евразии (Хартленд), расширение транспортных связей жизненно необходимо, чтобы ускорить и расширить товарооборот с развивающимися рынками Азии и Европы и выступить в качестве транзитера между ними. Есть ли у Москвы своей «шелковый путь»? Есть.
Быстрее Суэца: экономические преимущества
В начале ноября представители России, Ирана и Индии обсудят возможности запуска коридора «Север — Юг». Он соединит индийский порт Мумбаи с иранским Бендер-Аббасом. Отсюда грузы будут следовать по иранской железной дороге Астара — Решт — Казвин (открытие запланировано на 2018 год), которая уже присоединена к азербайджанским железным дорогам через реку Астара. В феврале в Иран через Азербайджан прибыл первый состав с российской древесиной. Дальше перевозки будут осуществляться уже по российской территории по маршруту Астрахань — Волгоград — Саратов — Москва — Санкт-Петербург с выходом на финскую границу.
Протяженность «Север — Юга» составляет 7,2 тыс. километров, что позволит доставлять товары из Индии в Россию на 20 дней быстрее, нежели по традиционному маршруту через Суэцкий канал. Стоимость перевозок сократится на 30-40%.
Президент Российско-китайского аналитического центра Сергей Санакоев считает, что скорость перевозок можно увеличить.
Мы проводили соответствующие исследования, где было выявлено, что при небольшой модернизации дорог в этом направлении время на транспортировку автомобильным грузом, например, из Москвы до Персидского залива, через коридор "Север — Юг" и через Транскавказскую магистраль занимало 1,5 суток. А это уже с выходом в Индийский океан,— отметил эксперт.
Связывающий Россию с Индией и Ираном проект имеет высокий потенциал, если к нему присоединятся Европа и Восточная Азия. Но можно ли говорить о том, что это наш ответ китайскому «шелковому пути»?
Альтернатива китайскому «Шелковому пути»?
«У нас (с Китаем — прим. ред.) есть совместное заявление о сопряжении наших внешнеторговых инициатив и интеграционных процессов, таких как строительство Евразийского экономического союза и инициативы "Один пояс — один путь". Вот как раз этот проект я считаю одним из наиболее перспективных для совместного развития Россией и Китаем этих транспортных коридоров. Причем я лично работают именно над тем, чтобы содействовать в этом коридоре "Север — Юг" развитию Транскавказской автомагистрали, включая тоннель, соединяющий Россию с Республикой Южная Осетия», — заметил Санакоев.
Директор Центра стратегических исследований Китая РУДН Алексей Маслов указал на преимущества «Север — Юга» перед китайским шелковым путем:
Китайский Шелковый путь — это, по сути, не единый путь, а несколько транспортных коридоров, часть из которых более, а часть менее развита. Сегодня активно развиваются небольшие коридоры, по типу коридора Китай — Пакистан — Афганистан. А также частично развивается самый длинный евразийский коридор. Китай туда вкладывает очень много денег. Самое главное, он предназначен для переброски китайских товаров в другие страны, прежде всего в Европу и вообще на Запад. Таким образом, этот путь направляется и снабжается одной стороной и, скорее всего, в интересах одной стороны. Коридор "Север — Юг" устроен по-другому, он более интересен для всех участников, поскольку нет одной страны, которая должна его контролировать. Поэтому "Север — Юг" будет не только альтернативой проекту "Один пояс — один путь", но и дополнением.
Геополитические выгоды для России
С точки зрения геоэкономики «Север — Юг» имеет важное значение для Москвы. Он теснее привязывает находящийся под санкционным давлением Иран, который уже изъявил желание продавать нефть в Европу через российскую территорию. Сегодня Дональд Трамп продлил нефтяное эмбарго против Тегерана.
«Север — Юг» также компенсирует активизацию участия Азербайджана в евро-китайских проектах, в частности в запущенном в начале года транспортном узле Баку — Тбилиси — Карс, и теснее свяжет Баку с евразийской интеграцией. Растущая индийская экономика ввиду противостояния с Китаем и хаоса на Ближнем Востоке получает в лице России «дверь» на европейский рынок. Покупка российских С-400 в рублях и участие Индии в антиамериканском клубе БРИКС отчасти свидетельствуют о тех надеждах, которые Нью-Дели возлагает на Москву.
На данный момент товарооборот между участниками «Север — Юга» крайне низкий. Индия и Россия в 2017 г. наторговали лишь на девять миллиардов долларов — в 10 раз ниже, чем Индия и КНР. Еще хуже обстоят дела между Россией и Ираном, чей взаимный товарооборот — два миллиарда долларов — в 30 раз ниже ирано-китайского. Чуть больше Москва торгует с Баку — $2,6 млрд. Завершение проекта «Север — Юг» и модернизация транспортного сообщения между его участниками изменят такой скудный баланс.
Рассуждая о «Север — Юге», нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что китайский «Новый шелковый путь» имеет несколько маршрутов, включая сухопутный, через Дальний Восток и Сибирь, и арктический. В свете нагнетания торгово-экономической войны Дональда Трампа против Китая значимость российского направления «Нового шелкового пути» будет еще выше
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+