Хроники здобулятины-4. Почтовый геноцид
В предыдущей “здобулятине” мы уже писали про фантастические зарплаты и премии руководителей государственных “монополек”. Глава “Нефтегаза” получает 1,3 млн. грн., “Укрзализныци” – 1,2 млн. грн., а бедолага гендиректор "Укрпочты" Игорь Смелянский – всего 330 тыс. грн. в месяц. Конечно, при такой нищенской зарплате все, на что способен этот “реформатор”, – шантажировать власть перед выборами обещанием прекратить доставку пенсий 4,5 млн. пенсионеров в селах. Ма-ла-дец!
Повторюсь из ранее написанного, что “креатиффа” высокооплачиваемого руководства “Укрпочты” пока хватило лишь на ребрендинг вывесок и повышение на 40% тарифа на доставку писем. Жалуется, что государство не дает развиваться: от доставки пенсий населению "Укрпочта" в этом году понесла 1 млрд. грн. убытков. Пришлось сдать в аренду Rozetka.ua часть исторического Главпочтамта на Крещатике. Охрененный менеджмент, я вам скажу. На уровне лучших мировых стандартов. За что в таком случае почти 4 млн. грн. зарплаты в год?
А я вам скажу за что. В государстве, которое движется антисоциальным маршрутом, должен быть менеджер-антигерой. Который в силу технического образования и политической безграмотности может выйти и ляпнуть что-то вроде того, что заявил Игорь Смелянский.
Дескать, если тариф на доставку пенсий в селах не будет поднят с 1 ноября, мы закрываем 7 тысяч отделений в населенных пунктах, где меньше 2 тыс. жителей, и с 1 января 2019 года не будем доставлять туда пенсии, а всех почтальонов уволим.
Привет вам старые, больные, убогие. Инвалиды, лежачие, сидячие, бабушки и дедушки – ветераны Второй мировой, свидетели голодоморов и репрессий. Украина в лице украинского госменеджера по фамилии Смелянский передает вам всем пламенный привет. Вы – убыточная прослойка общества. Содержать вас экономически невыгодно. А доставлять пенсии и подавно. Поэтому ползите за пенсиями сами. Куда? Туда, куда доползете. А не доползете, то “баба з возу, Пенсионному фонду легче”.
Как сказал дорогой (в смысле – дорогостоящий) гендиректор “Укрпочты”, он закроет 7 тысяч отделений "Укрпочты" в селах, потому что "в среднем каждое из них ежемесячно несет убытки почти на 3 тысячи гривен".
Правильно заметил кто-то из коллег-журналистов: “Ради экономии 100 евро государственное предприятие лишит жителей 7 тысяч населенных пунктов возможности отправить письмо и получить пенсию. Выставит на улицу десяток тысяч людей. В результате на недополученных налогах, пособии по безработице и прочем государство потеряет в разы больше....”.
Но государство, видимо, мазохист и ему нравится, как высокооплачиваемые “эффективные менеджеры” убивают его рейтинг. Да, я не ошибся. Это не рейтинг власти. У власти уже давно нет никакого рейтинга. Одна беззвучная ненависть широких масс населения к любым видам и формам политики. Что не удивительно – столько раз “нае...ть” свой народ. Рано или поздно он должен был остервенеть.
Нет, речь идет именно о стране, о родине, которую, мать вашу, не выбирают. Но с которой может не подфартить, как с родителями-алкоголиками. Страну, заточенную на уничтожение своих подданных, трудно любить, несмотря на природные богатства и красоту ландшафтов. Из такой страны хочется бежать. Только вот беда – старикам бежать некуда. Из малых сел, от своих покосившихся изб и огородов они не убегут. Поэтому им объявляют приговор: вы, дескать, убыточные. И родине такие не нужны.
Сотня евро убытка на одно сельское отделение – это охренеть какие суммы. “Укрпочта” не может себе позволить так швыряться деньгами. Ей нужно создавать инвест-кейс, который может быть профинансирован Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) совместно с другими международными организациями
Для этого наняты консультанты PricewaterhouseCoopers (PwC), которые за скромное вознаграждение в 400 тыс. евро за шесть месяцев (неспешно!) разработают несколько проектов перестройки логистической сети "Укрпочты", состоящей сегодня из 35 сортировочных центров и более 200 точек базирования транспорта.
Видите ли, ни сам топ-менеджер с опытом работы в офисе KPMG, ни его высокооплачиваемые подчиненные, ни группа независимых членов набсовета, куда входят такие яркие умы, как Бенуа Плеска (Бельгия), Йона Салювеер (Эстония), Якуб Карновски (Польша), Томи Дженсен (Дания), Оксана Волчко (Украина), Александр Озеран (глава директората госполитики в сфере цифровой инфраструктуры на транспорте и услуг почтовой связи Министерства инфраструктуры Украины, руководитель украинского проекта строительства Hyperloop – HypeUA) и Юрий Тустановский (руководитель патронатной службы первого вице-премьер-министра), не могут своими силами придумать, как им обустроить “Укрпочту”.
Зачем их наняли? Зачем платят сумасшедшую по украинским меркам зарплату? Только для того, чтобы они констатировали факт: чистый убыток “Укрпочты” по итогам 9 месяцев вырос на 23,7% и составил 514,1 млн. грн. Хотя прибыль от реализации продукции выросла на 27,6%. А общая сумма дохода составила 4,8 млрд. грн.
Из этой суммы 1,3 млрд. грн. перечисляет Пенсионный фонд за доставку пенсий: в городах это 0,79% от суммы выплат, а в селе – 1,56%. Тарифы утверждаются Министерством инфраструктуры по согласованию с Министерством экономического развития Украины, Министерством социальной политики и ПФ. По словам Смелянского, они не менялись уже 14 лет.
Стоп, уважаемый! Не надо лукавить! Не менялся процент отчисления от пенсии, который вам платят за доставку. А сама сумма менялась по ходу инфляционного роста цен и пенсий. Достаточно вспомнить, какая была пенсия 14 лет назад и какая сейчас.
Да, подорожал бензин. Да, было повышение минимальной зарплаты почтальонам с 1,6 тыс. грн. в 2016 году до 3,7 тыс. грн. в 2018 году. Коммунальные услуги выросли в цене. Хотя “Укрпочта” в 2017 году получила лицензию на закупку газа по минимальной стоимости для обогрева своих помещений. Об этом они скромно умалчивают.
Также почему-то не вспоминается о росте тарифов на все 50 видов услуг “Укрпочты”. О том, что госкомпания недавно получила лицензию на таможенно-брокерскую деятельность, что позволяет ей ввести платный сервис по подготовке и оформлению грузовых таможенных деклараций (ГТД) для экспортеров и импортеров.
Не сообщают народу и о том, что в 2017 году "Укрпочта" увеличила объемы международных операций на 34,5%, доставив около 6 млн. кг экспортных и импортных отправлений. Причем именно государственная почта имеет монополизм на переводы и посылки из России (если ошибся, поправьте меня). Кому война, а кому мать родная.
Я уже не говорю о том, что государственная «монополька» перетягивает на себя статус банка, соревнуясь в этом с другой казенной структурой – “Ощадбанком”. У нее есть давно полученная лицензия на осуществление финансовых услуг. И сейчас “Укрпочта” настаивает, чтобы Верховная Рада приняла законопроект, расширяющий спектр этих самых услуг: не только денежные переводы, а и так называемые почтовые счета, эмиссия пластиковых карт и т.п.
Наконец, и этого эффективным менеджерам мало, чтобы вывести своего “питомца” из убытков. И они через изменения в закон “О почтовой связи” лоббируют закрепление за собой монопольного статуса на всем рынке электронной коммерции, документов, которыми обмениваются компании, бандеролей до 2 кг, посылок до 10 кг и т.п.
Понятно, что негосударственные почтовые компании бьются в истерике. Совладелец "Новой Почты" Вячеслав Климов уже высказался на УП. Остальные пугливо выглядывают из кустов. Думают: сказать или себе дороже?
Это же вам не режим “антинародной панды”, когда в условиях тотального донецкого рейдерства система негосударственных почтовых фирм росла как на дрожжах. Это – европейские ценности и демократия. Честная конкуренция по принципу “брысь под шконку!”. За что боролись, на то и напоролись. Одним словом, здобулы!
Здобулы мы не только эффективный менеджмент по цене от 300 тыс. грн. до 1,5 млн. грн. в месяц. Мы здобулы еще и описанное выше понимание того, что являемся расходным материалом для своей горячо любимой страны. Как повестку на войну в глухое село доставить, так бензин находится. А как почтальона на велосипеде к старикам отправить, так дорого.
Знаете, я не менеджер за 300 тыс. грн. в месяц. Но мне кажется, что самая элементарная житейская смекалка в данном случае позволила бы решить проблему космических убытков от доставки пенсий довольно просто.
Не можете платить возросшую минимальную зарплату почтальонам? Возьмите их на полставки. Оформите по совместительству. Скооперируйтесь с банковскими инкассаторами, с хлебовозками, с кем-то еще: они же ездят по селам, инкассируют торговые точки, доставляют необходимое; раз в месяц заехать по дороге в село, завести пенсионерам деньги не может стоить дорого. Ни с точки зрения оплаты труда “почтового голубя”, ни с точки зрения цены горючки.
Но такие приземленные вопросы не для великих реформаторов и “гарвардских мальчиков”. Они не привыкли работать “в полях”. Им кейсы подавай. Концепции реформ. Монопольные условия вместо конкуренции. Непрофильные, но прибыльные виды деятельности. От дотаций тоже бы не отказались. Социальная функция? Нет, не слышали.
Ни “Укрпочта” не видит своей социальной функции. Ни Минздрав. То, что “Скорые помощи” уже к больным младенцам не приезжают – это факт. Сам слышал от родичей. Новая полиция тоже слабо видит свою социальную функцию. Ну, там еще за парковку на Крещатике оштрафовать – это можно. А бомжа, замерзающего на улице, в реабилитационный центр доставить – это “фу!”.
Рад, что премьер-министр Владимир Гройсман, наконец, созрел, чтобы высказаться о казенных “мальчиках на миллион”. "Это недопустимо – не доносить пенсии пенсионерам, – говорит он. – Экономить пусть начинают с себя – своих заработных плат. Если менеджмент "Укрпочты" не понимает важности социальной функции компании и это будет их неизменная позиция, я бы советовал им всем собраться, написать заявления и перейти на другую работу".
Правильно, Вован! Пиарься на политических дурнях. Они для того и наняты за большие деньги, чтобы в случае чего быть списанными в расход. Но не надо тешить себя надеждой, что эти ребята сдадут без боя свою персональную жирную “здобулятину” – гигантские зарплаты. Разве только за хорошие отступные, чтобы поиграть в злого менеджера на фоне доброго премьера и еще более доброго и человеколюбивого президента. Но это уже другая история про «здобулятину»...