Попалась еще одна любопытная версия деятельности наших западных "партнеров".
На американском сайте UNZ.com Исраэль Шамир опубликовал статью (http://www.unz.com/ishamir/cloak-and-dagger/), в которой дает свою версию событий как по делу Скрипалей, так и по другим скандалам, связанным с обвинениями России в нарушении международных норм: катастрофе малайзийского рейса МН-17, деятельности «Белых касок» в сирийской Думе, выдворению четырех россиян с диппаспортами из Нидердандов. Вывод автора: западные коллеги переиграли российскую разведку. Их информированность куда выше, чем нам хотелось бы. Причин тому несколько, в том числе и банальное предательство.
Западные спецслужбы располагают огромной базой данных обо всем, что происходит с гражданами России, имея доступ к спискам нарушений правил дорожного движения и штрафов, файлам сканирования паспортов, регистрации места жительства – вплоть до запросов на такси, содержимого мессенджеров и электронных писем. Это позволяет им отслеживать с высокой точностью почти любого гражданина России, и сотрудники силовых ведомств в подавляющем большинстве исключением не являются. Многие базы данных были попросту украдены и продавались на черном рынке – их покупали. Что-то приобреталось за криптовалюту в «теневом интернете».
Но самые ценные данные, включая алгоритмы работы наших киберспециалистов, были проданы сотрудниками Центра информационной безопасности ФСБ (ЦИБ ФСБ) во главе с полковником Сергеем Михайловым, который сейчас находится под следствием за государственную измену. Дальше – дело техники: обрабатывая имеющиеся массивы данных, западные службы могут найти владельцев паспортов с определенными нестыковками в данных, что с высокой вероятностью указывает на принадлежность их владельцев к тем или иным спецслужбам: у людей есть история, а у агентов – легенды, среди которых бывают «дырявые». Да, это относится только к агентам низкого уровня, но именно они и отправляются на Запад с такими документами. Наблюдая за аккаунтами в соцсетях взятых на карандаш лиц, можно, к примеру, выяснить, кого поздравляют с Днем работника органов безопасности.
Многое о происходящем автору удалось узнать со слов Павла Врублевского, создателя сервиса Chronopay. Он был обвинен в нарушении интернет-безопасности и приговорен к двум годам тюремного заключения, но освобожден, когда Михайлову было предъявлено обвинение в государственной измене. Врублевский считает, что ФСБ была введена в заблуждение западными службами и сконцентрировала усилия на борьбе с вирусами, червями и троянами, в то время как это была трата времени и денег. Украденные базы данных позволили Западу получить почти полную картину сотрудников разведки низового уровня.
Также он считает, что британская разведка убедила Главное управление Генерального штаба, что Сергей Скрипаль собирался вернуться в Россию, причем не с пустыми руками, а с секретными данными из лаборатории в Портон Дауне и материалами из антитрамповского досье «Золотой дождь». За тем и были отправлены в Солсбери два агента, якобы имевшие отношение к эвакуации Януковича с Украины, чтобы прояснить ситуацию и помочь Скрипалю вернуться на родину. Как выясняется из видеороликов и фотографий, опубликованных британцами, за посланцами внимательно следили с самого начала и до конца.
Тем временем британская разведка организовала «отравление» Скрипаля и его дочери, и оба агента, поняв, что операция срывается, быстро вернулись домой. Их появление в эфире РТ объяснялось желанием спровоцировать британскую разведку каким-то образом засветить перебежчика, от которого ушла информация, но выяснить удалось лишь одно: английская разведка обладает куда более обширными базами данных по России, нежели предполагалось.
Интерес русских шпионов к Солсбери, пишет Шамир, вполне объясним близостью городка к секретной химической лаборатории в Портон Дауне и фабрике по производству химического оружия, применяемого в том числе «Белыми касками» в Сирии. Возможно, кто-то из жителей Солсбери, вполне вероятно, что и Скрипаль, должен был передать некие образцы российским разведчикам – и это объяснение куда более осмысленно, нежели версия с отравлением, в которую никто из специалистов не верит.
Аналогично объясняется и история о российском хакерстве, связанная с голландской комиссией по расследованию катастрофы MH-17 Malaysia Airlines. Когда отказано в доступе к работе комиссии, в такой ситуации любая разведка мира была бы сориентирована на получение дополнительной информации. Другое дело, что все усилия России по предоставлению правдивых данных оказываются бессмысленными. Мы знаем, что случилось с самолетом: он был уничтожен украинцами, предположительно по ошибке.
Однако западные СМИ упрямо продолжают валить все на русских, и даже если бы российская разведка нашла и доставила в Гаагу украинских солдат, которые управляли «Буком», голландцев, верных членов НАТО, это все равно бы не убедило. Как не убедила достоверная информация о виновнике сирийских химических атак: россияне и сирийцы доставили тех самых детей, которые участвовали в постановках «Белых касок», но для ОЗХО это не аргумент. Так что российская разведка обязана была дать своему правительству максимум информации, дабы оно имело возможность что-то противопоставить несправедливым обвинениям. И если бы она не пыталась этого сделать, то была бы справедливо обвинена в том, что зря тратит свой бюджет.
Теперь россиянам придется приложить огромные усилия, чтобы защититься от появления своих баз на рынке, хотя заниматься этим нужно было еще двадцать лет назад. А за это время выросло целое поколение, воспитанное таким образом, что готово за наличные продать все, и это тоже серьезная проблема.
«Военно-промышленный курьер» задал Исраэлю Шамиру вопрос: при каком развитии событий реальная ситуация с делом Скрипалей может быть обнародована той или другой стороной? Ответ: если такое и произойдет, то только через много лет. Мы также спросили: можно ли считать, что Скрипали, МН-17, инсценировки «Белых касок» являются элементами единого сценария? Ответ был коротким, зато исчерпывающим: сценарии разные, но сценарист один.