Ангела Меркель пока все еще в статусе федерального канцлера Германии 1 ноября посетит Киев. Несмотря на то, что визит — рабочий, принимать главу немецкого правительства в столице Украины собираются с воинскими почестями.
Программа встреч у фрау канцлерин весьма насыщенная, хотя на украинской земле она пробудет всего один день. В графике — переговоры с президентом Порошенко, премьер-министром Гройсманом, руководителями парламентских фракций в Раде, а также беседа со студентами киевских вузов.
При этом повестка дня в том виде, как ее обозначили в правительстве ФРГ, анонсируя поездку Меркель к Порошенко, выглядит слишком уж стандартно и схематично.
Как сообщила официальный представитель кабмина Ульрике Деммер, «в центре переговоров будут двусторонние отношения, а также конфликт на востоке Украины и реализация Минских соглашений».
Кстати, последний раз Меркель приезжала в Киев в феврале 2015 года — как раз перед подписанием в столице Белоруссии вторых Минских соглашений («Минска-2»), одним из гарантов которых она по сей день является. Фактически — уже формально. Поскольку прошло три с половиной года, а решить проблему войны в Донбассе канцлер не может.
Возможно, в самом начале она и надеялась выступить в роли миротворца для придания еще большей значимости своему политическому «я» в европейском масштабе. Но заставить Порошенко идти курсом Минских соглашений ей так и не удалось.
И, скорей всего, вряд ли уже заставит.
Тем более что на Украине почему-то рассчитывают, что долго Меркель на своем посту не задержится, и призывают готовиться к отношениям с Германией под руководством нового канцлера.
Вчерашним своим решением она, можно сказать, спутала карты этим доморощенным прогнозистам, объявив, что до конца текущего срока в 2021 году все-таки доработает. Хотя на пост лидера партии Христианско-демократический союз (ХДС) на декабрьских выборах 2018 года баллотироваться не собирается.
Другое дело, что Порошенко всегда начеку и знает, как показать заинтересованность в особом расположении со стороны руководства самой финансово состоятельной страны Евросоюза. Поэтому он, по его признанию, ждет, что визит Меркель станет свидетельством особого внимания Берлина к развитию партнерских отношений с Киевом.
Посол Украины в Германии Андрей Мельник, тот вообще размечтался, заявил, что Киев продемонстрирует канцлеру, «что страна, за четыре года поднялась с колен: экономика Украины растет, и от этого роста также выигрывают немецкие товаропроизводители».
Оптимистичный взгляд на жизнь этого дипломата хотелось бы похвалить. Если бы МВФ недавно не признал Украину самой бедной страной Европы. В мировых масштабах даже у Гондураса дела с показателем ВВП на душу населения значительно лучше.
Где и чьи эти колени, с которых якобы «незалежная встала»? Если при Януковичестрана тратила на выплату долгов не более 10% своего ВВП, а в 2019 году этот показатель составит 40%.
В чем тогда интерес Меркель встречаться с Порошенко?
— Во-первых, такие визиты планируются не за один-два дня, — комментирует ситуацию ведущий научный сотрудник Центра германских исследований института Европы РАН Александр Камкин. — Как минимум, на это уходит несколько месяцев. Поэтому, скажем так, рабочий график Меркель просто подошел к «апофеозу» в виде встречи с паном Порошенко.
Что касается скудной повестки дня, то официальные программы таких мероприятий, они всегда достаточно сухие, достаточно, скажем так, стандартные. И пишутся по единому шаблону: слушали — постановили, встретились — пожали ручки.
Но это, скажем так, и необходимое «зло» любых официальных визитов — пожимать руку, например, таким личностям, как Эрдоган. Меркель в Турции следовала, в принципе, просто протоколу встречи. Но за это на нее набросилась депутат бундестага от фракции «Левые» Кансу Оздемир, турчанка по происхождению. Германия — это как раз та страна, где окопались некоторые враги Эрдогана. Соответственно, любое сближение и даже улыбка Меркель в адрес турецкого лидера вызывает устойчивые соматические расстройства у турецких диссидентов. А у курдской диаспоры, так вообще, приступ праведного гнева…
Поэтому это все логично, что официальная повестка предельно скупа, суха и дипломатична.
Список тем для обсуждения, безусловно, уже обозначен.
Но Порошенко, естественно, будет навязывать свою линию дискуссии — дескать, Россия «незаконно находится на территории Украины», «отжала» Крым, незаконно построила мост, блокирует Азовское море … и т. д.
В принципе, все, что скажет Петр Алексеевич, предсказуемо, нудно, скучно, пошло и гадко… Соответственно, ничего интересного там не будет.
«СП»: — Но что-то же решать им придется?
— Предметов обсуждения, на самом деле, два, может быть, три. Это, наверняка, Минский формат, который не работает — т.е. как решать вопрос с Донбассом. Хотя, я думаю, не Меркель уже тут решать, по большому счету.
Второе. Порошенко, непременно, будет просить помощь финансовую. Потому что зимний период впереди, цены на газ и ЖКХ растут, недовольство населения растет, и какая-то перемога здесь должна быть.
Что там решат по двусторонним отношениям, сложно сейчас предположить. Но, понимаете, двусторонние отношения Германия может обсуждать даже с Зимбабве, несмотря на крохотный размер товарооборота и низкий, собственно говоря, уровень отношений.
Да, Украина сегодня — это одна из беднейших стран Восточной Европы, но, тем не менее, это географическая и политическая реальность. И если Германию устраивают двусторонние отношения, например, с Исландией или с Кипром, то почему бы ей, скажем так, не поддерживать двусторонние отношения с Украиной?
Это логично и входит в русло дипломатической работы, которую ведут все правительства всех государств мира.
«СП»: — Всегда что-то остается за пределами официальной повесткой дня. О чем Меркель и Порошенко могут говорить не для печати?
— Не исключаю, например, что президент Украины будет просить каких-то гарантии неприкосновенности, в случае, если ему придется бежать из страны после победы — что, скорее всего — Юлии Тимошенко в 2019 году.
Но о договоренностях такого рода стороны, естественно, предпочтут не распространяться.
Еще один важный момент касается так называемого «Восточного партнерства, в формате которого Германия на протяжении, как минимум, двух десятилетий после распада СССР была активным игроком. В принципе, рамках этого партнерства германо-украинский диалог развивался достаточно интенсивно.
Поэтому удивляться тому, что лидер Германии (пусть даже и «хромая утка» *, которая вот-вот уйдет с политического Олимпа) будет встречаться с таким же, собственно говоря, «хромым» президентом Украины, которому осталось всего несколько месяцев находиться у власти, не стоит. Это может, выглядит несколько странно, но это дипломатический протокол, это реалии, так скажем, дипломатии двусторонних отношений.
«СП»: — Есть еще такая тема, как «Северный поток-2», очень важная для Берлина тема и болезненная для Киева…
— Я уже сейчас слышу стенания Порошенко о том, как Россия этим «потоком» ущемляет интересы Украины
Разумеется, Украина будет пытаться выбить себе какие-то квоты по транзиту, чтобы какая-то доля его сохранилась. Потому что для украинского бюджета это, действительно, достаточно болезненная потеря, если, например, газовый кран им полностью перекроют.
Но не очень уверен, что финальный результат их устроит.
«СП»: — Меркель, как известно, всегда стоит на страже демократии и европейских ценностей — на словах, по крайней мере. А почему бы нам не повлиять через нее на украинские власти, чтобы те освободили российских граждан, которых держат в заложниках — журналиста Кирилла Вышинского и экипаж сейнера «Норд»?
— При политической воле со стороны российского руководства, безусловно, можно было бы попробовать.
Но давайте отметим несколько резонансных дел, резонансных событий, в которых германская сторона (или вообще общеевропейская сторона) хранила гробовое молчание.
Триумфально освободили в зале суда в Киеве убийц Олеся Бузины. Хоть один европейский политик поднял голос?
Сожгли людей в Одессе. Никаких требований расследования, никаких обвинений, никаких санкций не было.
Факельный марш нацистов-бандеровцев в Киеве недавно прошел… Меркель на это даже не отреагировала.
Во всех указанных случаях мы можем наблюдать, что Германия в той или иной степени, явно, или не совсем, но принимает сторону Киева. Поэтому, я думаю, и к судьбе этих наших граждан Меркель останется абсолютно равнодушной.
* «Хромая утка» (англ. Lame duck) — в американской политической системе неформальное прозвище президента, который вскоре покинет свой пост, проиграв очередные выборы