По мере того, как приближается март 2019 года, становится понятно, что большая часть европейской элиты всё ещё не воспринимает всерьёз британцев, которые голосуют за то, чтобы покинуть Евросоюз. Призыв к проведению нового референдума, цель которого заключается в том, чтобы скорректировать результаты первого, проявляет этот образ мышления: 23 июня 2016 года, по мнению европейской элиты, не все британцы «подумали как следует». Голос в пользу того, чтобы выйти из Евросоюза, был случайным, пишет обозреватель Le Figaro Матьё Бок-Коте.
Этот отказ признавать то, что британцы проголосовали осознанно, свидетельствует о мировоззрении, преобладающем среди глобализованной элиты, которая считает нацию лишённой легитимности. То же самое наблюдалось во Франции в 2005 году после референдума по Конституции ЕС. Многие тогда обвинили Жака Ширака в том, что он допустил огромную ошибку, проведя этот референдум, поскольку он вернул нации легитимность. Народ, как отмечает обозреватель, становится «обезличенной юридической конструкцией».
Спустя два года после референдума по брекситу можно понять, насколько двоякой стала природа современной демократии. С волеизъявлением народа считаются только тогда, когда он голосует за прогрессивные идеи. Но когда народ выступает за то, что, по мнению некоторых, вступает в противоречие с ходом истории, это отвергается и подавляется. Народный суверенитет лишился своей сути. Теперь всё сводится к устаревшему механизму, при помощи которого осуществляются «тирания большинства и политическая гегемония по отношению к отстающим социальным категориям». Элиты не могут позволить себе такую историческую регрессию, как брексит, утверждает Матьё Бок-Коте.
В этой связи стоит ожидать того, что британские элиты сделают всё возможное, чтобы «нейтрализовать результат» нового референдума по брекситу. Тем не менее этот референдум подтверждает исключительную важность нации, которую нельзя считать «искусственной конструкцией, которую легко разобрать». Нации — это исторические реалии с очень глубокими корнями, и не нужно лишать их суверенитета, издеваться над ними.
Брексит может стать напоминанием о том, что у Европы есть два пути: либо следовать принципам Шарля Де Голля и уважать многообразие народов, её населяющих, либо не следовать им, но тогда Европа перестанет быть Европой, заключает обозреватель Le Figaro Матьё Бок-Коте.