Положение в области безопасности серьезно ухудшилось. Но для Швеции будет правильнее проводить превентивную политику по России, стремясь предотвратить возможные трудности, а не наращивать вооружения, пишут Ларс Ингельстам (Lars Ingelstam) и Лотта Шёстрём Беккер (Lotta Sjöström Becker).
После того, как закончилась холодная война, в Прибалтике и Европе наступил период расслабленности и покоя. В последние же годы, в особенности после того, как Россия незаконно аннексировала Крым и на Украине началась гражданская война, Россию стали рассматривать как врага нашей страны. В проектах министерства обороны и различных высказываниях утверждается, что «ухудшение ситуации в сфере политики безопасности» — это вина России. После чего нам живописуют образ врага и (наверняка отчасти сознательно) будят в сознании ужас перед русскими, корни которого уходят глубоко в холодную войну и еще дальше в прошлое.
Мы не отрицаем, что ситуация с политикой безопасности серьезно ухудшилась. Именно поэтому Швеция и должна использовать такие политические средства, которые наиболее эффективно могут ее улучшить. Однобокие инвестиции в военную сферу здесь не помогут.
Оборонная политика (в узком смысле) в этой новой ситуации приняла четкую форму: «теперь у нас есть враг». Это стало обоснованием значительных инвестиций в военную оборону (с 2015 года в течение пяти лет будет выделяться дополнительно 26 миллиардов крон (примерно 182 миллиарда рублей — прим. перев.), а затем еще некая сумма). Мотивация такого наращивания вооружений, однако, до сих пор довольно туманна: в политических документах часто ссылаются на общую «ситуацию». Конкретных же инцидентов с агрессией, которые свидетельствовали бы о риске войны, довольно мало. Они никогда не касаются нападения именно на Швецию, а связаны обычно со странами Прибалтики. По какой-то причине (ошибка, переворот, межэтническая рознь) между Россией и НАТО может начаться вооруженный конфликт. Обе стороны тогда сочтут необходимым иметь, например, авиабазы в Южной Швеции или на Готланде. Тем самым Швеция может быть втянута в войну. Мы делаем из этого вывод, что политика безопасности Швеции должна отталкиваться от возможных осложнений, которые могут быть вызваны планами НАТО и России в регионе, например, в связи с положением русского меньшинства в Эстонии и Латвии. Работа с этой проблемой — задача скорее политическая, чем военная.
Необходима превентивная политика по России. После распада Советского Союза шведское правительство высказало мнение, что включение России в европейское сообщество демократических капиталистических государств благосостояния — в шведских интересах, не в последнюю очередь в том, что касается политики безопасности. Такой ход мыслей привел к реализации с 1991 по 2008 год довольно большой программы «поддержки реформ в России».
После того как в 2008 году эта программа была завершена, политика Швеции по отношении к России включала мало подобных элементов создающего доверия сотрудничества, и они были слабыми. Однако в то же время бы накоплен большой опыт и надежная научная база, от которой можно было бы отталкиваться, ведя превентивную политику. Подтверждение этому есть в недавно вышедшем исследовании ООН и Всемирного банка «Пути к миру» (Pathways to Peace) 2018 года. Таким образом, есть и хорошая аналитика, и опыт, накопленный за 17 лет, что можно использовать как основу, чтобы заново начать миротворческую политику по отношению к России и в Прибалтийском регионе.
В политике по России уже долгое время, в особенности после 2015 года, преобладали военные и геополитические аспекты. Различные инструменты внешней политики и политики безопасности используются весьма несбалансированно в том, что касается ресурсов. Из этой затратной и рискованной ситуации нас могут вывести дипломатия и гражданское сотрудничество, благодаря которому можно добиться взаимного доверия и снять напряжение.
Российский народ нам не враг. О том, как много у нас есть возможностей завязывать контакты и налаживать сотрудничество, пишет в своей книге «Деликатное дело» (Grannlaga, 2017 год), Ларс Ингельстам (Lars Ingelstam). Он рассматривает такие сферы, как научная работа, студенческие обмены, города-побратимы, туризм, пресса и культура.
Существует также параллельное исследование, которое описывает, как могут сотрудничать и поддерживать друг друга церкви и различные сообщества (книга под названием «Дружественные связи» (Vänskapliga förbindelser) 2017 года, автор Хелена Хёий (Helena Höij). В России свободные церкви притесняются как государством, так и, к сожалению, православной церковью. Несмотря на это, случается, что сообщества сотрудничают друг с другом и ведут благотворную деятельность в социальной сфере и в области профессионального образования.
Все это значит, что дискуссия о том, как способствовать доверию и сотрудничеству между нашими странами, уже началась. У групп, коммун, сообществ, объединений и организаций, а также отдельных людей есть множество способов наладить дружеские связи с нашими соседями в России. Ряд таких возможностей приводится в вышеупомянутых книгах. Например, появились новые возможности создавать населенные пункты-побратимы.
Наши отношения с Россией свидетельствуют, что запугивание и живописание образа врага заводят в тупик. Миротворческая политика безопасности не менее сложна, но предполагает другой образ мыслей.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.