Выступление Председателя Конституционного суда Валерия Зорькина в Российской газете по вопросу предстоящих реформ государственного управления многие связали с планами досрочного ухода Путина и передачи им через 2 года власти преемнику. Дескать, под это и затеяна так называемая "конституционная реформа" - чтобы узаконить новую структуру перед её передачей в новые руки.
Однако Зорькин чётко сказал: никакой конституционной реформы не предполагается. Все изменения будут происходить в рамках существующей Конституции. Президент России Владимир Путин тоже чётко выразил своё отношение к этому вопросу: "Никаких изменений Конституции пока не предусмотрено". Естественно, все пропустили слово "не предусмотрено" и ухватились за слово "пока". То есть в принципе изменения Конституции не исключаются. Весь вопрос в сроках. Оптимальные сроки названы, исходя из логики процесса - примерно за два года до выборов президента.
Но Зорькин назвал основные направления реформ - это приведение местных органов в положение, исключающее противопоставление их органам государственной власти. То есть задача - выстроить вертикаль управления "Центр - регионы" так, чтобы подчинить регионы центру и исключить сепаратистские поползновения последних. И даже просто исключить возможность торговаться с центром в вопросах, представляющих общегосударственный интерес.
Когда-то Владимир Путин назвал национально-территориальный принцип устройства СССР и РСФСР миной замедленного действия под государством. Многие патриоты тогда обиделись, но практика показала - напрасно. Сепаратизм в СССР, включая Россию, стал развиваться как раз по линиям национальных границ союзных и автономных республик, субъектов федерации. В СССР остановить процесс распада по национальным границам не удалось, а в России удалось ценой колоссальных усилий и жертв. Однако при малейшем ослаблении государства нынешние тлеющие искры разгорятся в пламя, и конфликт центра и регионов станет основой спровоцированной гражданской войны.
В царской России был вполне оптимальный принцип территориального устройства - губернии. Это были территориальные образования, не похожие на нынешние края и области. Разумеется, сам по себе принцип такого устройства не является гарантией от переворотов и заговоров, когда именно в результате захвата власти в столице начинается распад государства. Но сложившаяся в советское время форма областного и республиканского принципа территориального деления сейчас не подходит.
И потому то, что получило образное название "Конституционная реформа", на самом деле будет изменением принципов территориального управления. Федеративное устройство России претерпит изменения в направлении создания губерний как более укрупнённых субъектов федерации. Планируется определить, что губерния будет включать в себя население численностью в 4 - 5 миллионов человек и таких губерний будет 20-30. Это очень интересное решение, позволяющее решить сразу несколько важных задач.
Прежде всего, это позволит уйти от национального деления территории страны. В составе каждой губернии русское титульное население будет составлять большинство. Можно будет избавиться от такого декоративного института управления, как Федеральные округа. Нынешние крупные регионы, такие как Сибирь, Поволжье, Дальний Восток и Кавказ, утратят возможность национального самоопределения как отдельные субъекты федерации. По прежним административно-территориальным и национальным границам раскол России будет предотвращён. Более того, появится возможность включить в состав губерний территории с потенциально спорной юрисдикцией - Абхазию и Южную Осетию, Крым, Приднестровье, Калининградская область, существующая как обособленный выделенный анклав.
При этом донорские территории будут соединены с дотационными. Нагрузка по их финансированию будет распределена между госкомпаниями. Это повысит экономическую устойчивость губерний. Сократится аппарат управления, снизятся затраты на его содержание.
Устранится один из главных генераторов внутриполитических кризисов - выборность губернаторов. Не надо думать, что кризисы исчезнут с ростом уровня жизни. Конфликты интересов останутся и они продолжат быть угрозой, которая каждые выборы будет срывать регион в очередную смуту. Вместо нынешних губернаторов, которые, по сути, являются переименованными прежними первыми секретарями обкомов правящей партии, будут назначаться генерал-губернаторы с большими бюджетными и правовыми полномочиями.
Для подобных решений может потребоваться корректировка некоторых статей Конституции. И это возможно - ближе к оптимальным срокам накануне выборов Думу. В итоге новый облик России будет определяться так: новые политические партии, новый принцип государственно-территориального устройства, новые институты власти, этот принцип выражающие, новый парламент, новый президент. В итоге - обновлённая Россия.
Зорькин верно предупредил - не стоит питать иллюзий, что некие юридические перекройки способны решить те проблемы, которые существуют в силу конфликта интересов основных социальных сил. Как ни называй правовую систему, нельзя забывать, что это - надстройка. Базис - это господствующие экономические отношения. Которые имеют в некоторых регионах национальную специфику. Но объективные признаки господствующей формации будут определяющими для всех форм надстроечных отношений.
Основное направление развития России будет пролегать между развитием капитализма и попытками этот капитализм обуздать. В политической борьбе между этими тенденциями реформа государственной власти должна пройти устойчиво. Понятно, что это потребует всего срока президентских полномочий Владимира Путина, и все разговоры о его якобы досрочной отставке являются не более чем досужими домыслами.
Специально для ИА REX
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 113
комментария 2392
Рейтинг поста:
И неизвестно ещё, какая реакция будет на местах. Вопрос-то довольно сложный.
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 212
Рейтинг поста:
От Каталония:
А президент и не догадывается?
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 28
комментарий 2361
Рейтинг поста:
--------------------
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикации 4
комментариев 6235
Рейтинг поста:
Нет, это скорее изменение системы управления. В смысле теперь политикам надо не внутрь своей партийной организации смотреть и предъявлять лояльность а наружу, на волю, страсти, хотелки и негодования народа. Кто справляется - молодец, поощрение от Кремля. Кто нет - пинок под зад и брысь из политики. Начало (публичной части) сдвига было во время последней Прямой Линии, когда вместо президента отдувались местные руководители.
Но из губернатора в президенты дорога длинная и кривая. Не думаю что кто-либо из них может на кресло даже вицепрезидента претендовать. Думаю что возможный кандидат в президенты будет или почти вообще неизвестный (довольно-таки) юный парень или кто-то из доверенных лиц. Шойгу, например.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 1440
Рейтинг поста:
Это вряд ли. Мне лично кажется, что постоянные отставки и перестановки в губернаторском корпусе - это уже начало поиска кадров в преемники. Если ЕБН "обкатывал" их на председателях правительства, то Путин будет обкатывать на губернаторах. Медвед скорее всего досидит до конца срока Путина. И скорее всего после Путина нас ждет полное обновление правящего класса. Ресурс КПСС-овских управленцев во всех смыслах подходит к концу.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 2203
Рейтинг поста:
Примерно тоже он говорил про пенсионный возраст, но вот, не срослось...
И возможность нового избрания ВВП президентом?