С горькой учтивостью мы приняли предложенное Евросоюзом расписание переговоров. Мы согласились выплатить огромную сумму, взятую из денег налогоплательщиков — 39 миллиардов фунтов стерлингов. Мы вполне добровольно вызвались защищать права граждан ЕС в Великобритании. Но до сих пор наша щедрость и понимание не принесли никаких результатов. Сейчас мы вступаем в пору кризиса. Эта ситуация не может продолжаться вечно.
Позволяя себе изменять конституционные договоренности Соединенного Королевства, ЕС относится к нам с неприкрытым презрением. Подобно шахматисту, который триумфально делает вилку нашему королю и королеве, Еврокомиссия предлагает правительству Великобритании то, в чем нетрудно заметить двоичный выбор.
Речь идет о выборе между распадом страны и ее порабощением, между разделением и подчинением. Либо мы рассматриваем Северную Ирландию как экономическую колонию ЕС, либо считаем такой колонией всю Великобританию. Это выбор между защитой Евросоюза и спасением Брексит. Это выбор между двумя изящно преподнесенными разновидностями постыдного унижения. Это в высшей степени ложный выбор. Он должен быть отвергнут, и отвергнут сейчас.
Ни один премьер-министр, ни одно правительство, ни один депутат или демократ по определению не могут принять первый вариант — о том, что Северная Ирландия должна навсегда остаться частью таможенного союза и единого рынка ЕС, если мы хотим продолжать торговлю между Севером и Югом Ирландии без каких-либо дополнительных мер контроля.
Это означает введение границы в Ирландском море. Означает таможенные проверки между Великобританией и Северной Ирландией. В этом смысле мы нарушаем Акт об Унии 1800 года и подрываем основы, на которых создавалась эта страна.
Если бы мы пошли на такого рода экономическую аннексию Северной Ирландии со стороны иностранной державы, нам бы пришлось рассматривать североирландских парламентариев как законодателей второго ряда, раз и навсегда лишенных права голоса в ходе обсуждения многих законов, действующих в их собственных избирательных округах. Даже если бы остальная часть Великобритании могла совершать сделки в области свободной торговли, Северная Ирландия не смогла бы принять в них участие.
Правительство сделало в корне неверный шаг, восьмого декабря прошлого года согласившись поддержать это решение, и те из нас, у кого в то время были сомнения, впоследствии смогли с лихвой доказать свою правоту. Нам сказали, что это всего лишь формальность; нам сказали, что это временная мера; нам сказали, что это общие фразы, на которые никогда не станут ссылаться. Как бы то ни было, это решение по Ирландии превратилось в возможность сорвать Брексит, потому что альтернатива ему выглядит еще хуже.
В соответствии с предложениями, выдвинутыми теперь британским правительством — «План Чекерс» — в таможенном союзе и на едином рынке ЕС фактически останется вся Великобритания. Это катастрофа для Брексит, которая сводит на нет весь проект.
Кажется, на днях британские переговорщики согласились с тем, что мы останемся на «таможенной территории» ЕС, а это еще более твердое обязательство, чем принадлежность к таможенному союзу. Это означает, что в торговых отношениях Великобританию будут воспринимать просто как часть территории Евросоюза, эдакую административную область Франции. Мы не будем входить в ЕС, но ЕС будет нами управлять, так что со следующего года у нас, разумеется, не останется никого в руководстве Комиссии по внешней торговле, мы утратим способность влиять на тарифы и решать, какая торговая и коммерческая политика будет проводиться в НАШЕЙ СОБСТВЕННОЙ СТРАНЕ.
Это означает, что мы не только не сможем заключать наши собственные сделки в сфере свободной торговли. Кто-то будет заключать их за нас на условиях, которые могут нам нравиться или нет. Великобритания является чрезвычайно привлекательным торговым партнером и соблазнительным потенциальным рынком товаров и услуг. В ближайшие десять лет мы можем ожидать большого числа глобальных переговоров о доступе к британскому рынку. И одна из многих возмутительных особенностей «Плана Чекерс» состоит как раз в том, что британские чиновники не будут в эти сделки вовлечены.
Предположим, что в течение следующих десяти лет — что представляется вполне вероятным — ЕС вступает в переговоры с Китаем или Америкой. Главным козырем в руках Евросоюза будут именно наши рынки, и можно легко представить себе, что — без какого-либо политического согласия нашей страны — ЕС может принять решение открыть, скажем, рынки здравоохранения для американских поставщиков. Либо они могут заключить какие-то другие сделки, наносящие ущерб интересам Великобритании.
Это не «практическое» решение; и оно не сводит риски к минимуму. Прибавьте к этому «общий свод правил» — который бросает на произвол судьбы весь британский бизнес, в том числе подавляющее большинство компаний, не экспортирующих свою продукцию в ЕС — и неконтролируемый поток предписаний Евросоюза, и вы получите идеальный рецепт для подчинения, которое серьезно угрожает экономическому здоровью этой страны.
Ко всему прочему этот вариант не предоставляет защиту и самому Евросоюзу, ведь ясно, что Комиссия по-прежнему будет нуждаться в дополнительном контроле над Ирландским морем. И незачем утверждать, что такое членство в таможенном союзе ЕС является временным. Очевидно, что предложенное нам «Упрощенное таможенное соглашение» изначально обречено на неудачу; и после того как мы договорились остаться на время и заплатили наши 39 миллиардов фунтов стерлингов, у ЕС уже не будет стимула договариваться о чем-либо еще.
Мы не можем принять ни один из этих возмутительных вариантов. Пришло время отменить принятое в минувшем году решение и просто согласиться с тем, что лежит на поверхности: никто не хочет введения новых физических проверок на границе с Северной Ирландией и не нуждается в них.
Существует более подходящее решение, которого Комиссия ждет уже давно. В нашем распоряжении еще достаточно времени, чтобы запустить в работу этот план не в последнюю очередь потому, что наши партнеры, скорее всего, предпочтут его условиям ВТО. Это «Супер Канада», нулевые тарифы и квоты, неограниченные торговые сделки, лежащие в основе глубоких отношений товарищества. Это справедливо для обеих сторон, и настало время претворить этот план в жизнь.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.