Пенсионный фонд государственных служащих Калифорнии (California Public Employees' Retirement System — Calpers) по данным на конец июня увеличил свои вложения в российские правительственные бонды более чем на 8% по сравнению с прошлым годом. Эти данные были представлены новостным агентством «Блумберг ньюс» (Bloomberg News). На основании опубликованных данных можно сказать, что Калифорния занимает теперь десятое место среди крупнейших иностранных кредиторов России, а опережают ее такие крупнейшие американские инвесторы как «БлэкРок Инк» (BlackRock Inc.) и «Стоун Харбор инвестмент партнерс» (Stone Harbor Investment Partners).
В санкционном противостоянии России и Соединенных Штатов уязвимыми оказываются обе стороны после того, как два года назад инвесторы, использовавшие различия в процентных ставках, превратили российские долговые обязательства в любимый инструмент инвестора. Холдинги из числа крупнейших пенсионных фондов создают дилемму для законодателей, которые изучают возможность применения санкций в отношении российского суверенного долга в рамках обсуждаемых новых санкций, направленных на то, чтобы наказать правительство Путина за предполагаемое вмешательство в американские выборы.
«Имеет значение тот факт, что пенсионные фонды приобретают российские долговые обязательства, и они, вероятно, будут выступать против применения санкций в отношении суверенных бондов, а также ставить этот вопрос перед Управлением по контролю над иностранными активами Министерства финансов США», — сказал Кун Чоу (Koon Chow), старший стратег расположенной в Лондоне компании «Юнион бэнкэйр приви» (Union Bancaire Privee). «Но, возможно, это не окажет большого влияния, с учетом двухпартийной поддержки мер, направленных на то, чтобы еще больше наказать Россию», — добавил он.
Сенатор Крис Ван Холлен (Chris Van Hollen), демократ от штата Мэриленд и один из спонсоров законопроекта, поддерживаемого обеими партиями и находящегося в настоящее время на рассмотрении, сказал в прошлом месяце, что озабоченность по поводу санкций в отношении государственных бондов является главным камнем преткновения. По данным на конец лета, доля американских инвесторов в российском суверенном долге составляет 6%, и в их число входят как евробонды, так и рублевые облигации, которые называются ОФЗ. Эти данные приводит компания «АКРА» (ACRA), составляющая местные рейтинги.
«Что касается решений в области управления инвестициями, то фонд Calpers действует в соответствии с федеральными и штатными законами, а также выполняет указания совета директоров Calpers, относящиеся к конкретным инвестиционным решениям», — подчеркнула официальный представитель этого фонда Меган Уайт (Megan White) в своем переданном по электронной почте сообщении.
Законопроект Ван Халлена позволит ввести новые санкции в области энергетики и финансового сектора, если директор Национальной разведки решит, что Россия продолжает вмешательство. Меры в области суверенного долга уже были изменены так, что санкции будут применяться только в отношении новых выпущенных бондов, отметил сенатор.
Отдельное предложение в Сенате, получившее название «законопроект из ада» (bill from hell) и поддержанное сенаторами Линдси Грэмом (Lindsey Graham) и Робертом Менендесом (Robert Menendez), также направлено против российского суверенного долга и государственных банков, однако эти меры будут приняты только в случае, если законопроект будет поддержан и станет законом. Лидеры Сената предположили, что представленный план будет добавлен в случае постановки его на голосование.
Далип Сингх (Daleep Singh), бывший сотрудник Министерства финансов, участвовавший в 2014 году в разработке пакета направленных против России санкционных мер, выступил на проводившихся в прошлом месяце слушаниях в поддержку введения ограничений на суверенный долг. Он утверждал, что «не существует убедительных причин, по которым американские публичные пенсионные фонды и накопительные финансовые системы должны финансировать российское правительство».
Конгресс вряд ли одобрит какие-либо новые санкции до промежуточных выборов в ноябре. Тем не менее, сама угроза санкций стала причиной выхода из российских суверенных бондов, и с начала апреля нерезиденты продали их на сумму 7,5 миллиардов долларов.
Российские десятилетние бонды восстановились до уровня примерно 8,8% после резкого роста и достижения самого высокого показателя за два года, а произошло это в результате введения более жестких ограничений с американской стороны, а также после масштабных распродаж на развивающихся рынках. По словам влиятельных московских политиков, существует достаточный внутренний спрос на облигации, сбрасываемые иностранцами, если рынок пострадает от санкционного удара.
После целой серии разрозненных продаж долговых бумаг правительство смогло создать в среду на аукционе достаточный спрос для сокращения процента. Тем не менее, облигации, номинированные в местной валюте, принесли их держателям убыток в размере 13%, и это пятый среди худших результатов на рынках стран с развивающейся экономикой.
Российские инвестиции не были темой публичных обсуждений для совета директоров фонда Calpers, который является лидером среди американских пенсионных финансовых институтов, выступающих за социально ответственные инвестиции.
Член совета директоров Джейсон Перес (Jason Perez) заявил, что вопрос об отказе от инвестиций не будет рассматриваться на соответствие этическим целям инвестиций. Активы фонда Calpers составляют примерно 360 миллионов долларов, и это примерно пятая часть всех вложений с фиксированным доходом. Данные были приведены на презентации, состоявшейся в сентябре нынешнего года.
В подготовке этой статьи приняла участие Анна Андрианова (Anna Andrianova)
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.