Четверть века назад три прибалтийские республики первыми вышли из состава СССР, чтобы получить в Европе, как они считали, свободу и уважение своих этносов и высокий уровень жизни. Однако вступление в состав Европейского союза и Североатлантического альянса не только не дали латвийцам, литовцам и эстонцам желаемого, но и во многом привели к обратному результату.
За прошедшие десятилетия была прекрасная возможность доказать правильность «европейского выбора» и встать в один уровень с благополучными странами Центральной и Северной Европы. Но сегодня сравнение оказывается не в пользу прибалтов:
Даже после коррекции расходов на жизнь ВВП Швеции и Финляндии на одного жителя в полтора-два раза превышает уровень стран Балтии.
Удивляться тут нечему. Доставшиеся по наследству от СССР промышленные предприятия в Прибалтике были последовательно ликвидированы под указку «Большого брата» из Брюсселя. Так, Евросоюз запретил сотрудничество с Россией крупнейшему в Латвии металлургическому комбинату «Лиепая Металлургс». Результатом стало его банкротство, что лишило Ригу 15% ВВП Латвии. Также под нож пошел ее рыболовецкий флот, были уничтожены сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность, закрыт автопроизводитель RAF. Из-за русофобской политики Рига лишилась контрактов на экспорт российской продукции через Вентспилс и Лиепаи. Будущее портов Латвии кажется сегодня беспросветным. Аналогичные проблемы с потерей русского транзита в Литве, правда, ситуация еще как-то выравнивается за счет соседней Белоруссии. На их фоне относительным «бодрячком» выглядит в цифрах Эстония, но и то лишь за счет приобщения к «цифровой экономике», но имеет мало общего с экономикой реальной. Открывать новые предприятия в этих странах западным инвесторам не интересно из-за существенно выросших издержек.
На этом фоне десятилетиями продолжает сокращается численность населения бывших советских республик. Трудоспособные жители Прибалтики переезжают в Германию, Швецию, Великобританию, Финляндию и даже в Россию. Прибалтийские вузы сократили программу подготовки студентов по техническим специальностям. Взамен Европа перенаправляет в нее постепенно растущие потоки выходцев из Северной Африки и неблагополучных стран арабского мира. Общая тенденция выглядит крайне неблагоприятной.
Прошедшая в эстонском городе Вильянди конференция это лишь подтвердила. Аналитики шведского банка Skandinaviska Enskilda Banken резко раскритиковали сомнительные «достижения» Риги, Таллина и Вильнюса. Экономисты считают, что для достижения уровня жизни, близкого хотя бы к финскому, трем прибалтийским странам может понадобиться еще несколько десятилетий, в лучшем случае, или же несколько поколений, что более реалистично. То есть «европейский рай» на уровне соседней Финляндии в Латвии, Эстонии и Литве может наступить не раньше конца 21 века. И то не факт.
Присоединение к Евросоюзу не озолотило ни Румынию, ни Болгарию, ни Хорватию, ни Боснию, ни Молдавию, ни Украину. В отличие от СССР, который вкладывал огромные средства в союзные республики, Брюссель не заинтересован в появлении серьезной конкуренции внутри ЕС со стороны стран Юго-Восточной Европы. Проблемы деиндустриализации и депопуляции «прибалтийских тигров» Европа решать и не собирается. Неудивительно, что неожиданный успех на выборах в Латвии показала про-российски настроенная партия «Согласие» Нила Ушакова, которая ставит целью выстраивание конструктивных отношений с нашей страной.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментария 394
Рейтинг поста:
У автора абсолютно нет понимания того, какие части прибалтийской экономики были потеряны в начале 90-х годов, а а какие отрасли уже после присоединения к ЕС. Автор просто не владеет фактологией.
Очень низкого качества статья, написанная под заказ.
Обращение к редакции:
Знаете чем отличается журналист от репортёра? Репортёр пишет Фсё, что знает. Журналист же при написании статьи обычно знает как минимум в два раза больше того, что хочет написать.
Почему на ОКЕ в последние месяцы стало появляться так много репортёрских статеек?
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментария 394
Рейтинг поста:
Не было никакого запрета от Брюсселя на сотрудничество "Лиепайского металлурга" с Россией. Это выдумки. Завод обанкротился из-за катастрофического роста цен на электроэнергию. (Сейчас медленно выясняется, что это была афера местечковых - латвийских - олигархов в большей мере, чем следование указаниям из Брюсселя.) Цена на электричество - один из инструментов управления экономикой. Прокат в Россию шёл небольшими партиями потому, что в России своей стали достаточно, и латвийская сталь, несмотря на высокое качество, не могла конкурировать по цене. А вот металлолом закупался в России и Казахстане.
Кроме того сыграл и личный субъективный фактор: после неудавшегося рейдерского захвата завода желавший получить его в свою собственность олигарх сделал всё, чтобы от завода не осталось ничего, лицемерно приговаривая, что ему "людей только жалко". Сейчас этот олигарх замахнулся на захват одного из гигантов фармацевтической промышленности.
Завод давал не 15% ВВП, а только 1,5% ВПП (полтора, а не пятнадцать). Всё-таки Латвия - не Приднестровье, где электрометаллургический завод в Рыбнице даёт чуть ли не половину бюджета.
Ну и как после этого верить тому, что написано в статье дальше?
Завод хоть и распродан на мелкие кусочки, но основные производство остались нетронутыми. И сталеплавильное производство, и сталепрокатное производство сохранены и их можно запустить в любой момент - когда цена на электричество опустится до разумных пределов. Только вот никому в ЕС это не нужно - это про электричество. По многим причинам.