Как известно, борьба внутри китайских кланов (прикрываемая «тотальной борьбой с коррупцией») длится уже не первый год. Всё началось с приходом к власти Си Дзиньпина, нарушившего череду преемственности властей. С тех пор Китай погрузился в борьбу элит. Ранее главой Компартии становился член каждого из кланов поочередно, однако на нынешнем лидере базовая компонента китайской стабильности прервалась.
Более того, клановая конкуренция вышла на такой уровень, что на днях пересекла пределы китайских границ. Глава Интерпола Мэн Хунвэй, выбранный на этот пост относительно недавно (в 2016 году), 29 сентября пропал, как только посетил «Поднебесную». По всей видимости, Хунвей стал объектом кланового соперничества, так как ранее занимал пост главы «НКВД» (если использовать аналогию с советскими терминами).
Французские следователи убеждены, что Мэн Хунвэй отнюдь не «исчез», а был осознанно арестован Китаем и немедленно помещен под стражу. Ведутся допросы, а само место заключения Пекином не разглашается.
Примечательно, что обычно КНР исповедует политический путь невмешательства, заложенный еще Мао Цзэдуном – метод пассивности вместо конфронтации и роль третьей стороны. Однако в данном случае базовый принцип был нарушен. Глава Интерпола пользуется существенными привилегиями и поддержкой со стороны правоохранительных органов по всему миру, разумеется власти Китая не могли не понимать, что с учетом международной конъюнктуры и роста конфронтации с Вашингтоном эта тема обязательно выльется в международный скандал. Тогда зачем они это сделали?
Причина довольно проста – борьба элит существенно усугубилась. В такой ситуации оставить нужного человека убрав того, кто много знает, либо допросить бывшего чиновника, напрямую участвовавшего в переподчинение Береговой гвардии НОАК (то есть по сути, в переподчинении части силового блока в другие руки) становится для руководящих кланов важнее, нежели невмешательство целой страны в международный скандал. Причем даже если это не соответствует принципам, приведшим Китай к его нынешнему процветанию.
В итоге, с одной стороны, Китай показал, что ставит национальные интересы выше международных законов, и если США свободно расширяют свою юрисдикцию чуть ли не на весь мир, то почему этого не должны делать в Пекине? А с другой продемонстрировал, что причиной для этого стала не забота о стране и народе, а элитарная война, где по обе стороны стоят члены Компартии и одновременно – долларовые миллиардеры.
По сути, это далеко не первый случай, когда высокопоставленные деятели китайской диаспоры в разных странах (ранее занимавшие серьезные посты в КНР) исчезали подобным образом. Особенно если учесть, что Мэн – это бывший замминистра общественной безопасности Китая, четыре года возглавлявший Береговую гвардию КНР.
В целом первую часть сделанного Китаем, России действительно стоило бы взять на вооружение. И если в вопросе фигурирует благо страны и желание выглядеть правильно – выбирать необходимо первое. В противном случае складывается нынешний нетривиальный вариант. Ситуация, когда президент, Министр обороны и глава МИД отстаивают интересы страны на мировой арене, а Государственная Дума встречает представителей Конгресса, вводивших против нас незаконные санкции – стоя и аплодисментами…