Владимир Путин на международном форуме «Российская энергетическая неделя» заявил, что «для России было бы хорошо, если бы все желающие ввести антироссийские санкции установили все возможные ограничительные меры сразу и как можно скорее». «Это развязало бы нам руки для защиты своих национальных интересов такими средствами, которые мы считаем наиболее эффективными для нас», — сказал президент.
По его мнению, санкции вредят тем, кто их вводит, » поэтому мы никогда не поддерживали и не будем поддерживать незаконные санкции, которые вводятся в обход Организации Объединенных Наций». Путин подчеркнул, что политика санкций, проводимая США, подрывает доверие к доллару как к мировой резервной валюте, и это ошибочный путь. «Реально пилят сук, на котором сидят, это странно даже, удивительно», — заметил он. По мнению президента, это типичная ошибка любой империи .
Как считает замдекана факультета мировой экономики и политики ВШЭ Андрей Суздальцев, «наш президент всегда отличался политической хитростью». По словам эксперта, Путин «провоцирует оппонентов», потому что «прекрасно знает, что есть сектора российской экономики, на которые санкции не наложат, хотя они очень подвержены внешнему воздействию», и их санкционирование может нанести России большой вред, заметил эксперт.
Например, можно запретить продажу на внешнем рынке российских энергоносителей, но цена нефти сразу подскочит до 120 долларов за баррель и «это будет международный кризис, забудут сразу про все санкции».
Санкции, по мнению эксперта, «это сегодня больше разговоры» в стиле Украины, которая «громко говорит, но мало делает»: торговля с Россией сохраняется, сохраняется железнодорожное сообщение, растут российские инвестиции.
«Дело в том, что европейские рынки небольшие. И вроде бы не очень большой процент торговли с Россией у Германии и Италии, но они четко закрывают ценную отрасль, которая работает на Россию, а это уже щепетильно», — пояснил Андрей Суздальцев.
Кроме того, по его словам, санкции научились обходить. Яркий пример — «как Европа обходит наши контрсанкции с помощью Александра Лукашенко, поставляя контрабандой в Россию продукты питания, которые находятся под эмбарго». Можно еще подвергать санкциям людей, российские компании и компании, работающие с Россией. Но российские компании — это акционерные общества, где много западных инвесторов, а деньги, которые зарабатывают западные компании, уходят конкурентам. «Как видите — бумеранг», — заметил Андрей Суздальцев.
«Еще очень важно — это, конечно, политика импортозамещения. Да, санкции — это негативно, да, это плохо, да, мы не можем перекредитоваться, не можем развивать свою экономику из-за этого нас ограничивают в кредитах. Но с другой стороны это тест для нашей экономики. Не бывает политическое решение только положительное или только отрицательное. Задача любого политика из минуса создать плюс».
Андрей Суздальцев полагает, что уже проанализированы все возможные варианты санкций, и найти что-то эффективное «безумно сложно». «Традиционная политика в отношении России подошла к естественному концу, она просто истощилась», — сделал вывод экономист.
Напоминаем, что министерство финансов России скептически отнеслось к санкциям в отношении российского долга со стороны США. Как следует из заявления минфина, подобные инициативы озвучивались и раньше, однако так и не были реализованы. В ведомстве напомнили, что ранее минфин США докладывал конгрессу о том, что расширение санкций и возможное их распространение на российский госдолг вызовет негативный эффект для американских инвесторов.
С другой стороны, в заявлении помощника министра финансов США Маршалла Биллингсли для подкомитета палаты представителей конгресса по денежно-кредитной политике говорится, что «экономика России слишком велика и хорошо интегрирована в глобальную экономику, международную финансовую систему и всемирные каналы поставок», поэтому к России «нельзя применять санкции идентичные санкциям в отношении Ирана и КНДР».