Вашингтон надеется на то, что новые санкции ударят по российской экономике, но та, напротив, с каждым днём выглядит всё бодрее.
Несмотря на всю бравурную риторику Капитолийского холма о введении новых «сокрушительных» санкций против российской экономики, можно подумать, что кто-то выполнил своё домашнее задание над тем, как бы заставить российскую экономику тикать подобно швейцарским часам, не говоря уже о том, могут ли какие-либо идеи, бурлящие в головах американских политических экспертов, хоть в какой-то степени повлиять на бухгалтерию Кремля.
Подпись к изображению: Российский президент России Владимир Путин дает указания Игорю Сечину, генеральному директору нефтяного гиганта «Роснефть»
Секрет Полишинеля в том, что Россия умудрилась выстроить устойчивую к санкциям экономику. Благодаря последовательному подходу к монетарной политике, одобренному МВФ, и недавнему скачку цен на нефть, российские валютные резервы восстановились после снижения с 2014 года, и сейчас находятся на небывало высоком уровне в почти полтриллиона долларов США (что составляет одну треть российского ВВП и может покрыть 17-месячный импорт).
Конечно, западные политики любят на всех углах распевать о падении курса рубля, однако, его 25-процентное падение на деле оборачивается божьим промыслом для российского государственного бюджета. На радость президенту Путину экспорт углеводородного сырья обеспечивает приток долларов в Россию, тогда как внутренние государственные расходы и проекты исчисляются в рублях.
Размер государственного долга России вполне подконтролен и составляет около 17 процентов ВВП (с 2017 года), или около 50 процентов резервов. В то время как некоторые сторонники санкций хотят остановить выпуск государственных облигаций, у России и так мало желания и более того, практически нет необходимости привлекать заёмный капитал по той причине, что сундуки российского Правительства и так ломятся от нефтедолларов.
Неусыпный контроль государства над экономикой обеспечивает Кремлю дополнительную устойчивость. По меньшей мере, на 80 процентов российская экономика либо принадлежит государству, либо управляется так называемыми олигархами, по сути, ставленниками Кремля. Около 38 процентов рабочей силы работает на государство. Это говорит о том, что экономическое благополучие большинства россиян зависит не от рыночной конъюнктуры, а от готовности государства перераспределять доходы от экспорта углеводородов.
Кремль, не теряя времени, принялся извлекать политические дивиденды из режима санкций. По заявлениям Путина, очевидно, что все проблемы исходят от Вашингтона, а не от Кремля. Санкции резко сократили отток капитала из России, а государство направило оставшиеся средства на укрепление своей политической власти, мобилизуя элиту и возрождая антизападные настроения в обществе. В непопулярной в народе (и, возможно, ненужной) пенсионной реформе также обвиняют Запад, мол, в стране не хватает денег из-за санкций и связанного с ними ухода иностранных инвесторов из страны.
Важно заметить, что санкции привели к значительному снижению стоимости российских активов. По данным последних опросов, порядка 89 процентов российских предпринимателей хотели бы продать свой бизнес, что играет на руку 12-ти или около того ключевым семьям из окружения Путина, желающим прибрать к рукам источники доходов в стране. Сейчас, используя кредитные активы, предоставляемые государственными банками, они скупают такие предприятия по дешёвке.
Но самыми полезными для Кремля оказываются персональные санкции. Наложение санкций на различных олигархов прямо-таки толкает их в объятия Кремля. Это по причине того, что в России нет неотчуждаемого права собственности на компании, только временное управление, посему любой взбрыкнувший против воли режима олигарх потеряет всё уже на следующий день. Алчные рты, сгрудившиеся вокруг Путина, слишком рады растерзать активы подобного неудачника.
Возьмём, к примеру, дело Олега Дерипаски, алюминиевого магната, попавшего в этом году под молот американских санкций вместе со своей компанией – производителем алюминия, «РусАЛ», энергетической группой En+ и рядом других предприятий. Чтобы спасти свой бизнес, ему пришлось уступить свою долю в En+ государству. После анонсирования апрельских санкций акции «РусАЛа» пошли вниз, однако, рыночная капитализация и прибыль компании на самом деле являются крохами со стола, по сравнению с доходами российских нефтегазовых гигантов. Не пострадал и российский экспорт алюминия, поскольку администрация Трампа была слишком занята, раздавая разрешения и запреты, разгребая последствия введённых санкций, так как никто в администрации не чувствует себя счастливым, нарушая глобальные цепи поставок, результатом чего могут стать выброшенные на улицу рабочие США и ЕС.
Безусловно, «яйцом Кощея» российской экономики является её подавляющая привязка к экспорту углеводородного и других видов сырья, в основном, в Европу. Однако Правительство исходит из того, что Запад не отважится прекратить закупки этих товаров у России, так как негативное влияние от этого, в первую очередь, затронет европейских потребителей.
Кроме того, уязвить Россию можно и наложением запретов на экспорт критически важных высоких технологий и передового оборудования, однако, надо понимать, что такого рода санкции это выстрел в ногу флагманам международной промышленности, таких как Siemens и ABB. Точно таким же образом российская гражданская авиация зависит от Соединённых Штатов в области поставок запасных частей, услуг и воздушных судов, но вызывает любопытство тот факт, что санкции в отношении этой отрасли широко не обсуждались и не применялись.
Ничего из вышесказанного не говорит о том, что российская экономика безупречна или она процветает на сегодняшний день. Перспективы роста незначительны, и никто не отважится в обозримом будущем прогнозировать экономический рост свыше 2 процентов в год. Личные доходы подавляющего большинства семей продолжают идти на спад, многие наиболее способные и одарённые россияне ищут работу в Европе или Соединённых Штатах.
Но руководство России мало заботит её долговременное процветание, основное внимание уделяя стабильности и сохранению существующего строя. Они набили руку в искусстве управления общественными настроениями и научились убеждать людей в том, что во всех их экономических бедах виноват зловредный Запад.
Если после длительных сотрясений воздуха и громогласных угроз новая волна западных санкций обернётся пшиком, российские лидеры даже смогут получить неплохой кредит доверия, благодаря чему смогут держать ситуацию под строгим контролем.