В направленном израильским активистом в области прав человека Етеей Маком запросе в министерство стратегического планирования и министерство иностранных дел Израиля содержится просьба «подтвердить, что это не играет никакой роли в де-легитимизации, проведённой в недавние годы в отношении Лейбористской партии и мистера Корбина».
Лидер Лейбористской партии был назван «антисемитом и расистом» одним из членов партии в парламенте, а в недавнем твите премьер-министр Бенжамин Нетаньяху обвинил Корбина в уважении к палестинцам, которые принимали участие в нападении на израильских атлетов во время Мюнхенской Олимпиады 1972 года.
Корбин давно стал лидером в борьбе с расизмом и играл ключевую роль в помощи свержению режима апартеида в Южной Африке. Он не делает секрета из того, что действует совместно с палестинцами и поддерживает бойкот и санкции с изъятием инвестиций (BDS), нацеленные на то, чтобы вынудить Израиль уйти с оккупированных территорий.
В 2014 году Лейбористская партия прошла через политические изменения, уйдя от центристских программ Тони Блэра и Гордона Брауна и заняв левые социал-демократические позиции, которые Лейбористы не поддерживали более двух десятков лет. Корбин сопротивлялся бесконечным мерам жёсткой экономии и программе приватизации Консерваторов — со многими из них Лейбористы соглашались — и призвал к твёрдой программе возвращения под контроль государства транспорта и энергетики, вкладыванию денег в здравоохранение и образование и повышению налогов на богатых.
Эта платформа придала энергии низовому уровню лейбористов, и сотни тысяч молодых людей к ней присоединились. Насчитывающая сегодня 600 000 членов лейбористская партия стала крупнейшей на европейском континенте. На выборах 2015 года лейбористы получили 33 места в парламенте и превратили тори в правительство меньшинства.
Почти сразу же после того, как Корбин стал во главе партии, начались обвинения его в антисемитизме — или, по крайней мере, терпим в отношении антисемитизма. Его обвиняли в том, что он сравнил Израиль с нацистами. Его обвиняли в уважении к палестинской группировке «Черный сентябрь», чьё нападение в 1972 году на Мюнхенской Олимпиаде привело к гибели 11 израильских атлетов. Его осуждали за поддержку уличных рисунков на стенах лондонских зданий, содержащих явно антисемитские образы.
Наконец, три ведущих еврейских газеты Соединённого Королевства совместно выступили с заявлением, что в британской лейбористской партии наступил «кризис антисемитизма», а Корбин «представляет угрозу существованию еврейской общине Соединённого Королевства».
Но если начать разбираться с этими обвинениями, трудно найти свидетельства «кризиса». Опросы показывают, что лейбористская партия настроена значительно менее антисемитски, чем консервативная партия, и выглядит так, что антисемитские настроение в ней пошли на спад после того, как во главе партии стал Корбин. Масса примеров того, в чем обвиняют Корбина либо искажена, либо сфабрикована.
Корбин не сравнивал Израиль с нацистами. Это сделал выживший в Холокосте Хайо Мейер во время дискуссии в 2010-м, в которой лидер лейбористов принимал участие. Мейер был в замешательстве из-за бомбёжки Израилем Газы в 2009 году — операция «Литой свинец» — когда были убиты 1391 палестинца, по большей части мирные жители. Он привёл тот факт, что жители Газы не могли покинуть это место и сравнил их с евреями, которые не смогли покинуть Варшавское гетто.
Корбин не высказывал уважения группе «Черный Сентябрь». Само событие состоялось в память о нападении 1985 года на штаб-квартиру Организации Освобождения Палестины в Тунисе, когда под израильским бомбёжками погибло 47 человек и ещё 65 было ранено. Нападение было официально осуждено Советом Безопасности ООН. Члены «Чёрного сентября», убитые в Мюнхене, похоронены в Ливии, а не в Тунисе, хотя один из руководителей группы Салах Халаф, был убит поблизости от места, о котором напоминали.
Основываясь на свободе слова, лидер Лейбористов первоначально защищал рисунок с антисемитскими элементами. Но когда взглянул на рисунок поближе, он извинился и сказал, что свобода слова не должна использоваться для того, чтобы прикрывать антисемитизм.
И, наконец, крыло Лейбористской партии Корбина обвинили в сопротивлении принятию определения антисемитизма из 11 пунктов, созданного Международным Альянсом Памяти Холокоста в 2016 году. Корбин был против части определения, поскольку многие активисты лейбористов опасались, что список представит критику Израиля антисемитизмом. Даже составитель документа, Кеннет Стерн, сказал, что подразумевалось, что это будет «рабочее определение», а не способ ограничить академические исследования и свободу слова. «И всё же оно так и стало использоваться».
Есть свидетельства, что правительство Нетаньяху пытается сделать именно это, представляя, что растущее движение бойкота является антисемитизмом, таким образом приравнивая критику Израиля к антисемитизму.
Исследования историка Дэвида Фелдмана, директора Института Пирс Исследования антисемитизма в колледже Биркбек, выявили, что подавляющее большинство обвинений против членов партии лейбористов касались заявлений об Израиле, а не евреях.
Стивен Орижик, редактор иностранного раздела ведущей еврейской газеты Jewish News, сказал, что критика Израиля «не является антисемитизмом» и что обвинения в адрес Корбина «омерзительны», добавив, что «Это борьба с расизмом, которой мы и занимаемся».
Поскольку решение о двух государствах распадается при неустанной экспансии еврейских поселений — в одном из недавних планов ставилась цель к концу этого года достичь одного миллиона поселенцев — и противоречивых шагов в пользу израильтян-евреев за счёт других граждан, Израиль, возможно, и в самом деле уязвим перед движением бойкота. Едва ли удивительно, что правительство Нетаньяху пыталось задушить BDS в зародыше.
Израильский юрист Мак ищет доказательства того, что кампания против Корбина поощряется и поддерживается министерствами по иностранным делам и стратегическому планированию, и он подозревает, что в Лейбористской партии существует «кризис». «Израиль укрепляет связи в Восточной Европе с такими странами, как Венгрия, Польша, Украина, где есть проблемы с антисемитизмом. С другой стороны вы видите, что израильское правительство превращает свою политическую борьбу против Джереми Корбина в основной вопрос».
Это подозрение поддержано в 2017 году изданием Al Jezeera, проведшим операцию с внедрённым сотрудником, которая раскрыла прямую связь между дипломатом израильского посольства в Лондоне Шай Масот и организациями вроде Лейбористы-друзья Израиля, главными критиками Корбина. Масот работает на министерство по стратегическим вопросам. И было дано не просто поощрение. По данным Al Jezeera до 1 миллиона фунтов стерлингов было потрачено на поддержку кампании.
Израильская газета Haaretz опубликовала послания из посольства Израиля в Лондоне с жалобами, что министерство стратегического планирования нарушает британские законы, поощряя политическую активность еврейских благотворительных групп.
Помимо газет еврейского истеблишмента фактически все таблоиды на Британских островах присоединились к шуму и крику. С июля по август этого года в ColdType насчитали более 500 статей на эту тему. Номинально либеральные издания, вроде «Гардиан», возглавили кампанию. Большая часть газет в Соединённом Королевстве более консервативны, чем их континентальные — или американские — коллеги, и в случае «Гардиан» эти публикации льют воду на мельницу правого крыла Лейбористской партии.
В общем Корбин выступает против мощного союза господствующих СМИ, Консервативной партии и «Блейритов» в Лейбористской партии с Израилем на флангах. И извинения Корбина — зачем, не совсем ясно, — и воинствующие диссиденты из партии не погасили пожары, а разожгли их ещё больше. Лейбористы, наконец, приняли 11 определений антисемитизма.
И как всё это сказывается на электорате?
Согласно данным You/Gov, многие истории, которые «охватили СМИ Вестминстера» не вызвали отклика у широкой общественности. Несмотря на непрекращающееся широкое освещение лишь 6% сказали, что внимательно следят за ним, 20% сказали, что следят весьма внимательно и 54% либо не следят, либо не в курсе самой истории. Опросы подводят к выводу, что хотя «само дело может укрепить существующее отрицательное мнение о Корбине среди тех, кто уже этого мнения придерживается, кажется маловероятным, что это сильно снизит его поддержку».
По опросам Лейбористы лидируют, но разница невелика, между 38 и 40 процентами поддержки при поддержке консерваторов 37-38%. Либеральные демократы набирают около 10%, а расистская партия Независимости Соединённого Королевства — 5%.
Однако британские опросы в прошлом были заведомо неверны. Предсказывали, что Брексит потерпит неудачу. Он прошёл. Опросы предсказывали, что консерваторы на выборах 2017 года обойдут лейбористов. Результат обратный.
В этом году Лейбористы хорошо себя показали на местных выборах, хотя СМИ представляли это, как провал, раздувая цифры с которыми партия, как предполагалось, выиграет. Лейбористы взяли 79 мест в советах, а консерваторы потеряли 35. Либерал-демократы получили 77 мест, но это было по большей части восстановлением после катастрофического провала на местных выборах 2014, когда партия потеряла 300 мест.
По данным аналитиков ВВС, если результаты местных выборов повторятся на всеобщих, то лейбористы получат большинство в парламенте с 283 местами, у тори останутся 280. В то время как консерваторы на местных выборах 2017 потеряли 3%, лейбористы набрали 8%.
«Люди думали, что всеобщие выборы были просто счастливой случайностью» сказал Джон МакДоннелл, теневой министр финансов партии лейбористов. «Мы продемонстрировали, что это не так. Мы собрались и продвинулись в смысле процентной доли голосов избирателей».
Опросы показывают, что обвинения в антисемитизме могут повлиять на еврейское сообщество, но эти опросы требуют взгляда с определённого ракурса: еврейское сообщество в Британии склонно к консерватизму, и многие были против лейбористов вообще. В 2017 года около 63% британских евреев голосовали за консерваторов, а 26% — за лейбористов.
Это не значит, что разногласия могут не иметь эффекта, особенно если сторонники правого крыла лейбористов отколются и создадут новую партию. Это сократит поддержку лейбористов и расколет избирателей перед следующими всеобщими выборами. Подобный раскол, вероятно, оставил бы у власть у тори. В лагере лейбористов есть те, кто предпочёл бы проиграть выборы, чем пропустить во власть Корбина и левое крыло партии.
И есть опасность, которая тревожит Мака: «Израиль заявляет, что Корбин и лейбористская партия ставят британских евреев в рискованное положение. Но главное в том, что само правительство Нетаньяху в действительности увеличивает риск для еврейского народа по всему миру, поскольку они работают не с реальными проблемами, а с искусственными. Их не волнует настоящий антисемитизм, они хотят выполнить свою политическую программу, убрав проблему палестинского народа с мировой сцены».
И существует растущее число «настоящих антисемитов» в Европе и США, которые могут не быть угрозой для Нетаньяху, но определённо представляют угрозу для евреев вне Израиля.