На просторах Прибалтики, да и всей Европы, грандиозный скандал. Крупнейший банк Дании Danske Bank признал, что его эстонское отделение в Таллине за последние годы «отмыло» и осуществило «грязные» транзакции на фантастическую сумму в 233 млрд долл. Главный управляющий Danske Bank Томас Борген ушёл в отставку после публикации предварительных результатов расследования. Прокуратура Дании, а также большая группа американских и европейских следователей продолжают изучать дело. В Эстонии под следствием находится руководство таллинского отделения банка по подозрению в содействии клиентам, обходившим правила, которые запрещают отмывание денег. Всего «были сочтены подозрительными» действующие и бывшие сотрудники отделения банка в количестве более 40 человек.
Главный управляющий Danske Bank Томас Борген
Финансовый мир обескуражен. Аферу сходу попытались приписать «русской мафии», как это сделала The Wall Street Journal. Дескать, Таллин был звеном в колоссальном «трубопроводе», по которому грязные деньги выводились из России и других бывших советских республик на Запад. Только версия не вполне корректная: российский след угадывается менее чем в четверти случаев, остальные средства поступали из «цивилизованной Европы». На первом месте по использованию услуг эстонской «прачечной» оказалась Великобритания, сразу за ней – Польша и сама Эстония.
Кстати, именно Москва пыталась приостановить работу этой всеевропейской «прачечной». Датское издание Berlingske выяснило, что Москва в 2007 году уведомляла Danske Bank о подозрительных операциях и сомнительных клиентах его эстонского отделения. По информации Berlingske, в июне 2007 году Центробанк РФ в письме руководству Danske Bank выразил озабоченность по поводу клиентов-нерезидентов эстонского отделения Sampo Bank, который в 2007 году вошёл в состав датского банка. Российский Центробанк сообщил датчанам, что российские клиенты Sampo Bank участвовали в транзакциях сомнительной природы на миллиарды рублей в месяц. По мнению ЦБ РФ, эти деньги могли быть направлены на уход от налогов и таможенных сборов в России, то есть речь шла об уголовно наказуемом деянии, покрываемом эстонскими сотрудниками Danske Bank. Датчане ответили, что якобы все описанные сделки прошли «по правилам». После чего эстонское отделение Danske Bank окончательно распоясалось, выйдя далеко за пределы обслуживания сомнительных переводов российских денег.
Главный офис Danske Bank в Копенгагене
В отчёте занимавшейся расследованием аудиторской компании Bruun & Hjejle указывается, что «признаны подозрительными» более 6200 счетов клиентов и 8800 клиентов ещё предстоит проверить. Из них эксперты выявили только 177 условно отнесённых к России. Ещё 75 клиентов в теории могли иметь отношение к Азербайджану. Слишком далеко от «четверти» подозрительных российских счетов в данной афере (не более 4%)! А вот около 23% подозрительных средств, поступивших на счета нерезидентов-клиентов эстонской «дочки» Danske Bank, имеют собственно эстонское происхождение. Аудиторы Bruun & Hjejle дают понять, что не считают удовлетворительной работу эстонских государственных ведомств, ответственных за контроль над банками. На протяжении ряда лет ни их отчёты, ни отчёты руководства эстонского отделения не отражали реальную ситуацию.
За скромным фасадом в Таллине крутились гигантские деньги
В этой мутной истории поражает, что объём «отмытых» средств многократно превышает мыслимые транзакционные возможности и доходы крохотной экономики Эстонии. При годовом ВВП 25 млрд долл. Эстония пропустила через себя по левым каналам за восемь лет почти 10 собственных ВВП (!). Без ведома эстонского политического руководства такое абсолютно невозможно.
В последние годы эстонские политики неизменно указывали на исключительную открытость и законопослушность системы государственного управления в стране. И вдруг выясняется, что «эстонские парни» в определённом смысле горячее сицилийских собратьев по ЕС, а источник их процветания не так уж чист. Особо следует отметить, что Эстония входит в первую десятку стран по индексу развития «электронного правительства». А Дания, например, по этому показателю вообщезанимает первое место в мире (данные ООН на июль 2018 года). А ведь об «электронном правительстве» трубят как о самом верном средстве против коррупции и злоупотреблений! Получается же, что чем лучше вы владеете новейшими информационными технологиями, тем вам удобнее обманывать других.
Чем зеленее страна, тем более распространено «электронное правительство» (карта ООН)
Копенгаген с Таллином до недавнего времени являлись мировыми лидерами ещё по одному престижному показателю – Индексу восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index, CPI) или, как его часто называют, «индексу честности». В 2017 году Дания по этому показателю заняла второе место в мире после Новой Зеландии, а у Эстонии – почётное 21-е место, высшее среди постсоветских стран и стран Восточной Европы. Данный индекс составляется международной неправительственной организацией Transparency International «с целью отражения оценки уровня восприятия коррупции аналитиками и предпринимателями».
Страны мира по «индексу честности»: «чем больше красного, тем хуже» (карта Transparency International)
Данную организацию и раньше упрекали за политические пристрастия при составлении своих рейтингов. Cитуация же с Данией и Эстонией – просто полное фиаско для Transparency International. Индексы-то липовые!
Это серьёзный удар не только по престижу Эстонии. С учётом роли Дании в этой афере рушится лелеемый годами миф об «исключительной скандинавской порядочности». И когда дело дойдёт до рассмотрения эстонской аферы в органах Евросоюза, страны юга Европы, к которым обычно приклеивают ярлык коррумпированности, не забудут припомнить северянам свои былые обиды. Не обойдёт этот скандал и ООН, поддержавшую идею «электронного правительства». Любопытно также, как выйдет из ситуации Transparency International, для которой Таллин и Копенгаген служат образцами чистоты и честности.