Министр иностранных дел Украины Павел Климкин заявил, что проект резолюции Совбеза ООН по урегулированию в Донбассе давно готов. Он составлен Украиной и странами Запада и не выносится на голосование до сих пор только из опасений, что Россия, как постоянный член Совбеза, заблокирует проект или «сделает компромисс, который бы помешал реальной деоккупации». Поэтому документ пока держат в тайне.
Правда, эта секретность не помешала Климкину озвучить три основных пункта «тайной резолюции». Во-первых, введение миротворцев в Донбасс. Причем, не только на линию соприкосновения, как предлагают в Москве, но и на всю остальную территорию. «Не могут быть миротворцы, которые сидят вдоль линии соприкосновения. Должен быть хотя и последовательный, но процесс захода на всю оккупированную территорию», — заявил украинский министр.
Вторая часть плана — введение полицейских сил, которые бы следили за реальным разоружением и безопасностью в регионе. И третий пункт — установление международной администрации, которая должна заменить собой властные структуры ЛНР и ДНР. Причем, по словам Климкина, количество миротворцев в данном случае не так уж и важно. А вот выполнение второго и третьего пунктов — «мегапринципиально».
«Как бы это ни парадоксально для кого-то выглядело, не так принципиально будет там на две тысячи меньше или на две тысячи больше самих миротворцев, поскольку вопрос о тяжелом оружии мы как-то с ними наладим. А вот полицейские и международная администрация — это мегапринципиальный вопрос. Без этого вся эта логика работать не будет», — утверждает украинский министр.
Если тема миротворцев на высшем уровне обсуждается уже довольно давно, хоть и безрезультатно, то международная администрация — предложение относительно новое. Во всяком случае, в публичной плоскости формирование такой администрации до сих пор почти не обсуждалось и никакие документы по этому поводу не представлены. И не случайно. Как считает генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, под «международной администрацией» Климкин фактически понимает лояльный Украине западный оккупационный режим.
— Практика международных администраций идет еще со времен мандатов Лиги наций, когда ведущим державам выдавался мандат на управление какими-то территориями. Франция получила мандат на управление Сирией, Англия — Палестиной. Вот и здесь вероятно идет речь о том, что какой-то институт ООН (Совбез или генсек) должен назначить некую международную администрацию и полицейские силы в Донбасс. Так как у ООН своей армии нет, она будет давать мандат другим странам — американцам, немцам, заирцам. Там может быть кто угодно.
Вопрос, как этот механизм будет использоваться. Есть ли гарантия, что международные силы будут нейтральны сторонам конфликта. У меня такой уверенности нет. Фактически предлагается «дезоккупация от России» с помощью оккупации Западом.
«СП»: — А что насчет миротворцев?
— Это тоже непростая тема. И Россия, и Запад согласны, что миротворцев вводить нужно. Вопрос только — куда?
Запад считает, что миротворцев нужно вводить на границу с Россией. Я недавно давал интервью американцам, и они утверждали, что если это сделать, русские войска не будут входить в Донбасс и граждане вернутся на родину — Украину. На мой вопрос, почему бы не поставить для начала миротворцев между воюющими сторонами, они даже обиделись.
Миротворцы — это просто термин, который каждый понимает по-своему. Для Запада введение миротворцев означает отсечение Донбасса от России. А без наших постоянных гуманитарных конвоев враги России и Донбасса быстро задушат регион. Да еще и будут говорить: «Вот видите, русские войска ушли, и Донбасс вернулся в Украину».
Дьявол прячется в деталях. Это будет международная администрация или западная оккупация? Миротворцы или пограничные войска Украины, введенные для того, чтобы прервать связи региона с Россией и задушить его голодом?
«СП»: — То есть, не видя этой резолюции, сложно сказать, о каком из двух сценариев речь?
— Ну почему же? Если учесть, что проект разрабатывается Западом, речь будет идти о введении на территорию Донбасса лояльных Украине войск. И назначении какого-нибудь господина Уолкера, которого Порошенко только что не целует, международным администратором. Поэтому в Киеве и боятся, что мы заблокируем эту инициативу. Нужна хотя бы видимость объективности. А тут даже с видимостью проблемы.
«СП»: — Какие полномочия будут, возможно, у этой администрации? Станет ли она заниматься финансовыми вопросами? Например, выплатой пенсий, долги по которым у Украины достигли уже двух миллиардов долларов?
— Полномочия, прежде всего, будут касаться проведения выборов. И всего, что касается реализации второго этапа Минских соглашений — политической интеграции. Но вы поймите, Гитлер тоже проводил выборы. Только вот его штурмовики стояли на всех участках. Так же будет и тут. Какие выборы способна проводить эта администрация, имея в руках военную силу?
Что касается финансовых вопросов — они этим заниматься не собираются. Этим будет заниматься, возможно, с большими оговорками, Украина. Если заполучит эту территорию.
Логика Климкина проста. Киев утверждает, что никакого ДНР и ЛНР нет. А есть «русские войска», которые оккупировали эту территорию. Народ же якобы мечтает вернуться «в Украину» и у него нет никаких проблем, кроме «оккупации». Как только выгонят русских — народ радостно побежит к «освободителям», целуя сапоги доблестной украинской армии.
И после этого им еще населению что-то платить надо? Да ни за что! Оно и так должно быть благодарно.
Директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов считает, что заявление Климкина — это, прежде всего, информационный вброс и попытка прощупать почву в России.
— Похоже, что кроме самого Климкина никто в мире вообще не знает о содержании этого документа, поэтому комментировать что-то трудно. В целом, ничего нового он не сказал. Даже в отношении международной администрации. Хотя этот вопрос особо не обсуждался — само миротворческое присутствие всегда подразумевает и некую администрацию.
Если избрать миротворческие модели, схожие с Боснией и Герцеговиной или Косово — они предполагают политическую составляющую. Но ее содержание может кардинально отличаться. В одних случаях эта составляющая ненавязчива и регулирует только социальные вопросы. В других — как в случае с Боснией — она может определять практически все политические и социальные стороны жизнедеятельности государства.
Чтобы понять, о чем говорит Климкин, для начала хотелось бы увидеть текст этого документа. Украинские партнеры традиционно очень много говорят, но конкретики от них добиться крайне тяжело.
«СП»: — Тема миротворцев в обсуждении урегулирования в Донбассе не нова, но у сторон есть принципиальные противоречия по этому вопросу. Теперь Климкин снова говорит о контингенте. Украина готова идти на какой-то компромисс или просто продолжает стоять на своем?
— Относительно международного контингента или охранной миссии, до сих пор существует только один официальный документ, который в прошлом сентябре подала Российская Федерация. Других зарегистрированных или хотя бы обнародованных документов, которые можно обсуждать, не существует.
Есть информация, что последние полгода тезисы, озвученные Климкиным, обсуждались в паре США-Украина. Но украинский министр забывает, что в Совбез ООН входят не только США.
«СП»: — Теоретически из каких сил, по версии Климкина, могут формироваться миротворческий контингент и администрация в Донбассе?
— Существует ряд стран, которые уже заявили, что готовы отправить своих представителей в качестве миротворцев в Донбасс. Таких стран сейчас порядка 20, но пока это не публичная информация.
Потенциально предложенная миротворческая формула может заключаться в том, что сначала вводится ограниченный контингент для обеспечения безопасности миссии ОБСЕ, как это и предполагалось в изначальном предложении РФ. А потом все развивается по нарастающей. Вплоть до того, что миротворцы станут на границе между республиками Донбасса и Российской Федерацией.
В таком варианте это абсолютно нереализуемая резолюция. Мы знаем позицию и России, и целого ряда других стран, которые категорически отвергают такого рода предложения. И это вполне логично. После всех заявлений киевского режима о возможности силового варианта решения вопроса Донбасса, говорить о приемлемости такого сценария не приходится.
Думаю, следует дождаться официального внесения документа, чтобы обсуждать его предметно. Но лично я сомневаюсь, что мы увидим его в ближайшее время.
«СП»: — Как сказал Климкин, они специально не вносят это проект на голосование, чтобы Россия его не заблокировала…
— Чтобы этого не произошло, проект нужно сначала обсудить с Российской Федерацией. А не рассказывать о нем в СМИ и делать беспочвенные заявления. Насколько мы знаем, есть несколько базисных позиций, которые принципиально не согласовываются. С учетом этого, можно продолжать мантры про проект, который Россия «отказывается» принять, еще десятки лет.
«СП»: — Зачем тогда украинский министр делает такие громкие заявления в СМИ, если с Россией этот проект даже не обсуждался?
— Именно для того, чтобы о «предложениях» говорили в публичной плоскости. Мы знаем, что Российская Федерация категорически против ряда пунктов. Например, о введении миротворцев на границу. Но получается, что сейчас мы идем на поводу у наших украинских и американских коллег и обсуждаем вещи, которые на официальном уровне даже не поднимались.
Украинская сторона подобными информационными вбросами пытается добиться нужного им результата. Во-первых, чтобы появилась реакция со стороны Российской Федерации. Вполне закономерно, что реакция будет критической, но это все равно реакция.
Во-вторых, они жизненно заинтересованы в том, чтобы как можно больше экспертов, политологов и официальных лиц включились в процесс дискуссии. Это позволит продемонстрировать, что этот вопрос якобы стоит на повестке и обсуждается.
Именно поэтому в прошлом мы слышали очень много подобных заявлений от Украины. Одна проблема — в итоге они так и не предлагают никаких конкретных документов.