Задержанный по делу об убийстве главы ДНР Александра Захарченко оказался сотрудником СБУ. Об этом заявил временно исполняющий обязанности главы республики Денис Пушилин.
«Есть абсолютное понимание, кто это сделал. Теракт совершен при участии пятого департамента ДКР СБУ. В результате дальнейшей работы спецслужб, анализа остатков взрывного устройства выявлены высокие технологии, не применяемые ранее СБУ. Это дает понимание, что данный теракт совершен при содействии западных спецслужб», — добавил и.о. главы республики.
Пушилин также рассказал, что помощь в расследовании теракта оказывает Россия.
Стоит добавить, что никаких конкретных доказательств участия западных спецслужб пока предъявлено не было. Неизвестно, и о каких именно «высоких технологиях» может идти речь. За скобками также остается вопрос, спецслужбы из какой страны участвовали в этой террористической операции?
Тем не менее, большинство экспертов сам факт участия Запада в осуществлении этого теракта не подвергают ни малейшему сомнению.
— Вне всякого сомнения, западные спецслужбы причастны к убийству Александра Захарченко. Но это не снимает вопросов к властям самой ДНР, допускающих хозяйничанье украинской агентуры у себя дома, — считает директор Центра общественного и информационного сотрудничества «Европа» Эдуард Попов.
— Много вопросов и к «Ташкенту» (Александр Тимофеев, министр доходов и сборов ДНР — ред.), и к Пушилину, к начальнику службы безопасности главы республики.
К сожалению, после гибели Александра Захарченко во властных структурах Донецка осталась местечковая элита, ни по интеллектуальным, ни по моральным качествам не способная играть отведенную ей роль. В середине апреля этого года мы с вами обсуждали вопрос подготовки Украиной покушений на Александра Захарченко и Леонида Пасечника. Повторю вывод, сделанный полгода назад: эти покушения высоко вероятны и их возможный успех связан с глубиной проникновения украинской агентуры.
Затрагивая непосредственно вопрос о западном следе, приведу такой факт. Мой хороший знакомый, офицер спецназа ГРУ, а затем других специальных подразделений России, в конце 2000-х годов участвовал в совместных учениях со спецназом СБУ. По его словам, украинцы вообще не умели воевать. Сказалось отсутствие военного опыта. Поэтому в начале войны ополченцы Безлера взяли в плен трех офицеров украинской «Альфы», которых потом обменяли на Губарева.
Наиболее боеспособной силой, воюющей в Донбассе, были отряды коммандос стран НАТО. Мои знакомые военные из ДНР и ЛНР чаще всего упоминают поляков. Польские партнеры из антиглобалистских кругов также подтверждают участие польских коммандос в войне в Донбассе. Партия «Смена» Матеуша Пискорского, с мая прошлого года сидящего в польской тюрьме по обвинению в шпионаже в пользу России и Ирана, направляла официальный запрос министру обороны Польши, но не получила даже отписки. Ясно, что польские власти маскируют участие своих военных в боях в Донбассе. Но главная функция польских и других натовских коммандос — инструктаж.
Мои знакомые, которые в 2014 году сталкивались с западными бойцами из отрядов коммандос, отмечали очень высокий профессиональный уровень и техническую подготовленность.
«СП»: — Чья именно спецслужба может стоять за убийством главы ДНР? США, Британии, Польши, какой-то другой европейской страны?
— Теракт технически могли подготовить военные специалисты всех этих стран, хотя непосредственными исполнителями были украинские диверсанты. Думаю, не обошлось и без людей из окружения Александра Захарченко. Выгодна его смерть многим — и на Украине, и на Западе. Смерть главы ДНР лишила Донбасс единственной медийной фигуры. Александр Захарченко был харизматичным и невероятно обаятельным человеком. Даже страшно подумать, какой имидж будет у ДНР с победой того же Пушилина — примерно, как у ДНР времен Плотницкого, если не хуже.
Кроме того, в гибели Захарченко были заинтересованы многие деятели в ДНР. Те, кто воровал гуманитарную помощь, делил предприятия ДНР, те, кто рассматривал себя в качестве преемника Захарченко. Убийство Захарченко — комбинация внешней диверсии и внутреннего предательства. Роль западных спецслужб сводилась к техническому руководству операцией.
«СП»: — Как думаете, оперативную информацию по делу о теракте удалось «накопать» российским следователям, которые прибыли в Донецк? В ДНР с этим бы не справились?
— Безусловно. Да простят меня специалисты в ДНР, но это не их уровень компетенции. Поэтому в Донецк на расследование взрыва в «Сепаре» и отправили специалистов из ФСБ, обладающих богатейшим опытом расследования терактов, начиная с 90-х годов.
«СП»: — Будут ли предъявлены факты? Как на них отреагируют на Западе?
— Факты будут предъявлены, но их не заметят на Западе, как не замечали многое другое: фальсификации «Белых касок», украинский след в уничтожении малайзийского «Боинга», грузинскую агрессию против Цхинвала и многое другое.
— Сейчас рано говорить о каких-то выводах. Надо дождаться окончательных результатов расследования, — считает политолог Александр Дудчак.
— Впрочем, о причастности западных спецслужб, в первую очередь американских, можно говорить с высокой долей вероятности, хотя бы потому, что их участие, в подготовке Майдана и переворота было практически нескрываемо. И в войне в Донбассе в 2014 году на стороне Киева принимали ЧВК некоторых стран Запада. Да и заинтересованность в продолжении конфликта есть именно на Западе, опять-таки, в первую очередь у США, а не у жителей Украины, ЛНР, ДНР.
«СП»: — Пока есть только утверждение Пушилина о западном следе в этом деле. Предъявят ли в ДНР факты? Что на это ответит Запад?
— О фактах нужно спросить у тех, кто расследует это убийство. Но Запад обычно не волнуют факты, если они идут вразрез с его мнением.