«Патриарх Константинопольский принял решение, под воздействием США, распалить с новой силой гражданскую войну на Украине». Такими словами богословы описывают идею Варфоломея даровать Украине автокефальную церковь. Однако, чтобы сделать это, Варфоломею пришлось найти особую иезуитскую логику и сослаться на документы аж XVII века.
В понедельник в Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) резко отреагировали на решение Константинопольского патриархата назначить двух своих представителей – экзархов – на Украине. «Выражаем свое глубокое возмущение вопиющим нарушением священных канонов», – говорится в заявлении Архиерейского синода РПЦЗ. Церковь за границей – самоуправляемая часть Русской православной церкви – высказалась вслед за собственно самой РПЦ.
В пятницу Священный синод официально осудил решение патриарха Константинопольского Варфоломея назначить двух экзархов на Украину без согласования с Московским патриархатом. А накануне РПЦ пригрозила Константинополю крайне жестким ответом по Украине.
Причина очевидна: назначение двух константинопольских экзархов на Украину – не только явное нарушение канонической территории Русской церкви. В этом видят первый шаг к предоставлению Константинополем автокефалии – то есть независимости украинской церкви (понятно, что речь идет о независимости от Москвы).
Напомним, к Константинопольскому патриарху Варфоломею с просьбой о признании «единой поместной церкви» обратился не только президент Петр Порошенко (что с точки зрения церковного права не имеет никакого значения), но и две неканонические и непризнанные организации – «Киевский патриархат» и «Украинская автокефальная православная церковь». Единственная каноническая церковь на Украине – УПЦ Московского патриархата, по понятным причинам, с просьбой не обратилась. Но в окружении Варфоломея, похоже, нашли хитроумное «византийское» решение.
На прошлой неделе прошел Синаксис (Архиерейский собор) Константинопольской церкви. На нем богословы – специалисты по церковному праву высказали мнение, что УПЦ МП – точно такая же непризнанная и неканоничная, как и «УПЦ КП». Была сделана ссылка на события XVII века, когда Киевская митрополия перешла от Константинопольского к Московскому патриархату. И якобы тогда не были выполнены некоторые условия, а именно поминовение Константинопольского патриарха за богослужением. Следовательно, Украина является некоей серой зоной – где Константинополь, как Вселенский патриархат, вправе учредить новую поместную церковь. Причем самостоятельно, не спрашивая разрешения глав других поместных церквей.
Исходя из этой логики, достаточно заседания Синода Константинопольской церкви, ближайшее заседание которого открывается 17 октября. Томос (то есть указ патриарха по вопросу, касающемуся церковного устройства) может быть оглашен именно тогда.
Но очевидно, что с этим не согласятся не только в Москве. То, что с осуждением выступила РПЦЗ, весьма показательно. Эта часть русской церкви с конца 1920-х годов и по 2007-й находилась в расколе с церковью на родине, но воссоединилась с РПЦ. Теперь же раскол грозит не только православию на постсоветском пространстве, но и всему православному миру. Напомним, в конце июля одна из четырех древних церквей (равных по древности Константинопольскому патриархату) – Александрийская церковь поддержала РПЦ по украинскому вопросу. Через месяц представитель еще одной древней церкви, Иерусалимской, архиепископ Севастийский Феодосий сообщил: православные церкви мира признают Украину канонической территорией только РПЦ.
Проблема, как уже не раз говорилось, носит принципиальный характер. В отличие от католицизма, в православии нет главы всех верующих, подобного папе римскому. Вероучение и богослужебные обряды общие, но каждая автокефальная церковь самостоятельна. Автокефальная церковь отличается от автономной (такой, как, например, РПЦЗ и УПЦ МП в Московском патриархате) тем, что глава такой церкви избирается без разрешения или согласования с другими церквями.
Сейчас существует 14 общепризнанных автокефальных церквей. По поводу 15-й, Православной церкви в Америке, есть разногласия (ее признает РПЦ, Грузинская, Болгарская, Польская православные церкви и Православная церковь Чешских земель и Словакии, но не признают Константинопольская и еще восемь церквей).
Все поместные церкви равны. Впрочем, Константинопольский патриархат, также именуемый Вселенским, считает себя первым по старшинству – с тех времен, когда Константинополь, нынешний Стамбул, был столицей православной Византийской империи. Отсюда и вопрос – кто имеет право принимать решение о даровании автокефалии какой-либо части «канонической территории» мирового православия. С точки зрения Константинополя, это его «имперская» прерогатива.
«Нынешний раскол является следствием ереси восточного папизма, – подчеркнул в комментарии газете ВЗГЛЯД член Синодальной библейско-богословской комиссии РПЦ протоиерей Андрей Новиков. – Теперь Константинополь пытается установить режим своего папства на территории всей вселенской церкви. Главным препятствием является Русская православная церковь, хотя нельзя сказать, что единственным: еще, например, есть и церковь Сербская».
Если абстрагироваться от оценок, то «технически», с точки зрения РПЦ и большинства поместных церквей, дарование автокефалии – дело лишь самой матери-церкви, то есть той церкви, из которой хочет выделиться некая часть. Как это проходило в случае РПЦ и ее «дочерних» церквей, можно пояснить на примере небольших чехословацкой церкви и Православной церкви в Америке (ПЦА).
В 1951 году патриарх Московский Алексий I и Синод по просьбе Собора архиереев РПЦ в Чехословакии дали предварительное согласие на автокефалию чехословацкой церкви. Потом от имени патриарха и Архиерейского собора РПЦ был подписан акт о даровании автокефалии. В случае с ПЦА имел место иной вариант – в 1970 году тот же Алексий I выпустил томос о предоставлении автокефалии.
Заметим, что в случае с чехословацкой церковью Константинополь долго не признавал ее появления, пока наконец в 1998 году Вселенский патриарх (а уже тогда это был Варфоломей) не выпустил томос – указ, в котором уже от своего имени признал автокефалию. ПЦА же Константинополь, как было сказано выше, не признает до сих пор.
Проблема в том, что не существует четко прописанных правил – как именно должна провозглашаться новая православная церковь.
Теоретически это прерогатива Вселенского собора, но последний, 7-й, собор имел место аж в 787 году. В 2016-м по инициативе Константинополя должен был состояться Всеправославный собор, но он таковым не стал.
В ходе долгой подготовки к так и не состоявшемуся собору обсуждался в том числе вопрос о механизме объявления автокефалии. Межправославная комиссия предлагала такой вариант: томос провозглашает Вселенский патриарх (то есть патриарх Константинопольский), но свои подписи под таким указом должны поставить главы всех других автокефальных церквей, объяснил в интервью РИА «Новости» замглавы отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата протоиерей Николай Балашов. Но консенсус не был достигнут из-за упорного стремления Варфоломея выторговать Константинопольскому патриархату особые права.
В итоге и Всеправославный собор так и не прошел, и статус не урегулировали, а в случае с Украиной чем дальше, тем больше вмешивается политика.
«Мы видим, что на Украину назначили экзархами двух откровенных бандеровцев-цээрушников, происходящих из Львова и Ивано-Франковска» – Даниила Памфилонского из США и епископа Илариона из канадского Эдмонтона, подчеркивает отец Андрей Новиков.
«И это показывает, что патриарх Константинопольский, который говорит, что он патриарх мира, что он возвещает через Вселенский патриархат откровения Святаго духа всем народам, принял решение, безусловно, под воздействием США, распалить с новой силой гражданскую войну на Украине и погрузить по локоть руки в крови православного русского, малороссийского народа», – уверен член Синодальной библейско-богословской комиссии РПЦ.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментария 1524
Рейтинг поста:
Насчёт архаизма, анахронизма и новизны, у меня невольно всплывает
несколько другое, для меня более
привычное и "краеугольное":
"Нет прошлого, настоящего и будущего.
Но есть настоящее прошлого, настоящее настоящего и настоящее будущего."
((И это более адекватный и перевод, и интерпретация. Адекватное и Августину, и логико-математическим моделям толкование.
См., напр., у Августина:
(прошлое и будущее)..."где бы они ни были, они там не прошлое и будущее,
а настоящее. Если и там будущее есть будущее, то его там еще нет; если прошлое и там прошлое, его там уже нет. Где бы, следовательно, они ни были, каковы бы они ни были, но они существуют только как настоящее».
(Исповедь. 11, XVIII).
В матем.логике сказали бы:
"Существовать, значит быть значением
квантифицируемой переменной".
И здесь, также невозможно сказать
"было квантифицируемо", или, "будет
квантифицируемо", только "квантифицируемой")).
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 0
комментариев 1235
Рейтинг поста:
------------
С Иосифом Алексанровичем по синдрому жертвы солидарен.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 856
Рейтинг поста:
--------------------
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 0
комментариев 1235
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментария 1524
Рейтинг поста:
Похоже, Вы в материале, которого я не знал. Спасибо, - информативно и уточняюще (для меня).
Я действительно не имел в виду собственно церковный аспект, смысл и
возможные следствия для
церковн-организационных и тем более канонических и пр., для меня, мирянина, "внутренних" вопросов церкви.
Для меня (невоцерквленного) православие - один из (или просто один) краеугольных камней появления и существования русского (в
надэтническом смысле "русский")
государства ("армия, церковь, школа"
= государство, если предельно кратко).
Поэтому (для меня) защищать православие, - это даже не обязанность или долг (только лишь), а один из критериев и даже sine qua non самого существования "меня", "нас".
Это просто в качестве пояснения того,
что я (и подобные мне "мы") могут иметь в виду, говоря о "земле" и о степенях "жесткости" решений таких вопросов.
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 0
комментариев 1235
Рейтинг поста:
В данном контексте со стороны Константинопольского патриарха и Синода предпринята, убеждён, именно таки "уловка". Патриарх Варфоломей принципиально не может дать автокефалию на территории чужой поместной Церкви, т.к. в православии нет единого главы как в Риме и каждый предстоятель имеет полномочия только в пределах своей поместной Церкви. А заказ на это есть, и, судя по всему, сам греческий патриарх очень не против максимально повысить свой статус.
Поэтому греками делается неожиданный маневр. Всё, что касается автокефалии самой Русской Церкви ставится греками вдруг под сомнение. Вот это "вдруг" и является той самой уловкой. В истории церковных взаимоотношений ищутся не причины, а поводы, которые бы дали возможность вывести определённую территорию с православными приходами - нынешнюю Украину - из юрисдикции Русской Церкви: утверждается, что давние документы (тот же Томос Русской Церкви) даны были вынуждено, без настоящего согласия Константинополя, и вот, ещё про какое-то поминовение Конст. патриарха (честно говоря, вообще, о наличии такого положения в грамоте тогдашнего патр. Кост. Дионисия о "передаче Киевской митрополии Московскому Патриарху на вечные времена" ничего не слышал, очень странная нелогичная деталь, надо проверять) - какая-то несуразица. Где они 300 с лишним лет были, что только сейчас об этом вспомнили?
Поэтому фактически всё это, конечно же, хитрые уловки.
Ну и по самому Вашему тезису в привязке к ситуации тоже немного подискутирую. Понимаете, astill07, во-первых, допустим: "чья земля, того и вера", но земля ведь не греческого патриарха. Он-то в данных месте и времени оказался как раз посредством той самой "уловки".
Во-вторых, "...того и вера", хорошо - "Украина не Россия" и земля отныне украинская, стало быть... А что стало быть? Не о вере же речь идёт. А о канонической Церкви или раскольничьей. Поэтому последняя т.н. "Церковной полнотой" (т.е. всеми поместными Церквами) так и не признана.
В Православной церкви ещё ни разу не было случая, чтобы автокефалия была дана раскольникам, это алогично, т.к. последние принципиально всегда считаются вне Церкви.
В общем, озвученная Вами формула, подходит к сегодняшней церковной коллизии (подчёркиваю - формально-церковной, не религиозной, здесь чистая политика, к собственно христианству не имеющая отношения ни на йоту) разве что как аллегория или метафора.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментария 1524
Рейтинг поста:
16 век, десятилетия тогдашних религиозных войн, дали чёткое правило:
"чья земля, того и вера".
Действует, и по сю пору.
"Решать" придётся, - "чья" не голосованием...
Раньше или позже.