По ком звонит многомиллиардный бизнес: В Минске делают вид, что не знают, чем нефть отличается от нефтепродуктов
Удивительные события разворачиваются вокруг заявления министра энергетики России Александра Новака, сделанного им 3 сентября. Вот цитата: «Белоруссия обеспечивает себя полностью за счет переработки российской нефти собственными нефтепродуктами. В этой связи экономической целесообразности в поставках российских нефтепродуктов в Белоруссию нет, потому что они могут просто экспортироваться». О чем здесь идет речь?
По межгосударственному соглашению Россия поставляет в Белоруссию определенное количество сырой нефти, производственных мощностей белорусских НПЗ вполне достаточно, чтобы обеспечить республику нефтепродуктами. Если кто-то внезапно забыл, что такое «нефтепродукты», давайте вспомним школьный курс химии: при переработке нефти из нее получают керосины разных сортов, бензины разных сортов, дизельное топливо, мазут, гудрон и асфальт, а также продукцию тонкой химии. Продукция важная, нужная, и вот ее белорусские НПЗ из российской нефти производят вполне достаточное для Белоруссии количество, все в порядке.
Да, по межправительственному соглашению нефть из России идет без пошлин и налогов – так решили президенты наших стран, и Александр Новак даже не пытается это обсуждать. В его заявлении речь идет о том, что из России в Белоруссию без пошлины экспортируются еще и нефтепродукты. Но они Белоруссии реально не нужны – НПЗ уже их ими обеспечили в виде нефти!
Они не «могут экспортироваться» - министр энергетики России дипломатично не стал обострять риторику. Они «экспортируются», поскольку больше с ними делать вообще ничего нельзя, «не влезают» они в Белоруссию. «У меня есть маслобойня, сосед везет молоко по дешевке, я делаю масло и с удовольствием мажу его на бутерброды. И вот тут сосед тащит ко мне … масло. Ну, и что мне с ним делать – бутерброд с двух сторон намазать, кусками в палец толщиной? Нет уж, я его отвезу в соседнюю деревню и продам» - вот какая «логика» присутствует в действиях официального Минска.
Белорусы и вывозят эти дополнительные нефтепродукты. В Польшу, в Германию, еще куда – где покупают, туда и поставляют. Но пошлины, налоги, сборы достаются бюджету Белоруссии, ведь из России вывоз шел без всего этого. Но для России такой «экспорт» нефтепродуктов никакой пользы вообще не приносит, что Новак, собственно, и сказал, но сказал не в лоб, а вполне дипломатично – «не имеет экономической целесообразности».
Теперь о нюансах, которые остались «за скобками». Поставки сырой нефти в Белоруссию идут по магистральным трубопроводам «Транснефти», в силу чего они «белые». Учтено, отражено все до капли, да и поставки идут от «Роснефти», от «Газпромнефти», где с отчетностью тоже все в полном порядке. А вот кто и как поставляет нефтепродукты – учесть куда как сложнее, этим имеют полное право заниматься небольшие частные компании. Если кто-то думает, что «лихие девяностые» ушли безвозвратно – зря он это делает. Почему бы не обойти российские пошлины, если такая возможность есть, причем не выходящая за рамки правового поля?
Смотрим, где пошлины выше, прикидываем цену в Европе – и вот рентабельность бизнеса выросла, причем весьма значительно. Надо нашему министерству энергетики вскрывать таможенные документы, пытаться уголовные дела заводить? Никакого смысла – межправительственное соглашение по нефтепродуктам не дает такой перспективы. Значительно разумнее «прихлопнуть» это дело разом, внеся изменение в межправительственное соглашение. Именно это Новак и предложил. Обратите внимание – речь идет только о нефтепродуктах, а не про сырую нефть. Фиксируем.
И вот теперь уже читаем ответ на заявление Новака, который дал директор «Белнефтехима» Андрей Рыбаков: «Такие заявления лишены конструктивности. Отсутствие сырья снизит загрузку отдельных предприятий, что негативно скажется на конкурентоспособности белорусской нефтехимической продукции».
Трудно комментировать подобное политкорректно, простите.
Что именно вдруг стало «сырьем» для нефтеперерабатывающих заводов «Белнефтехима», господин Рыбаков, – керосин или дизельное топливо? «Белнефтехим» перерабатывает в качестве сырья сырую нефть, а про прекращение ее поставок из России Александр Новак не сказал ни слова. Впрочем, о причинах, которые внезапно заставили руководителя «Белнефтехима» забыть, чем нефть отличается от нефтепродуктов, предлагаю всем заинтересованным догадываться самостоятельно.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 413
Рейтинг поста: