Теперешние украинские выпускники средних школ топали в первый класс в годы первого прихода во власть «национал-либералов». Наглядная агитация тогда лукаво призывала всех желающих «кохатыся» (другими словами, заниматься производством себе подобных), так как «стране не хватает космонавтов». За время их учебы «первый украинский астронавт» Леонид Каденюк, так и не дождавшись пополнения космического отряда, приказал долго жить. А пропагандистская машина «национал-либералов» новой волны теперь уже не призывает «кохатыся», зато настоятельно рекомендует вступать в ряды ВСУ и полка «Азов» (другими словами, себе подобных убивать).
В украинских школьниках, таким образом, крепнет убеждение в том, что чтение наглядной агитации до добра не доведет. Да и вообще, грамотность в украинских реалиях много пользы не приносит. Чтобы откосить от армии, надо быть или богатым, или совсем уж неграмотным. Лучше всего, конечно, оформить инвалидность со справкой из психиатрической лечебницы. Ну а полную безопасность гарантирует только иммиграция, к чему украинские выпускники в большинстве своем морально готовы.
Украинские реформаторы от образования любят много говорить о том, что их подходы способствуют развитию у детей критического мышления. Интересно было бы увидеть результаты этой работы, когда местная молодежь вдруг начнет критически оценивать происходящее в их собственной стране. Но, судя по всему, реформаторы прекрасно осознают всю пустоту своих обещаний и не опасаются такого развития событий.
Показательно, что в этом году на всю Украину нашлось всего лишь около ста абитуриентов вузов, желающих связать свое будущее с изучением физики. Естественные науки не пользуются спросом в стране, где государство фактически прекратило поддержку любых фундаментальных исследований. Песни, танцы, спорт и программирование – в высшей степени полезные для детей занятия. Но постепенно складывается так, что эти виды деятельности рискуют остаться единственными увлечениями украинского подрастающего поколения. В стране, сравнявшейся по уровню экономического развития со Свазилендом и имитирующей суррогатные формы духовного развития, не может быть по-другому.
У большинства украинских школьников уже сегодня нет ни желания, ни возможностей качественно учиться. Эту ситуацию подтвердили результаты очередных экзаменов ВНО (внешнего независимого оценивания). О катастрофических «успехах» сегодняшних выпускников украинских школ подробно говорится в тематическом анализе портала «Страна.UA». Определенную надежду вселяет лишь тот факт, что 47,5% выпускников не узнали на фотографии здание Верховной Рады и, соответственно, не смогли ответить, в каком городе Украины оно находится. Жаль только, что в ходе ВНО у детей не решились выяснить название страны, в которой им повезло родиться и учиться. Было бы весьма любопытно узнать результаты.
Тем не менее в конце августа высшее руководство Украины собрало внушительную массовку на форуме «Новая украинская школа – старт реформ, участие общин», посвященном переходу на новую систему среднего образования. Объектом очередного эксперимента станут почти 450 тысяч первоклассников, которые в течение следующих 12 лет будут учиться по якобы новой передовой методике. Эта реформа особенно удобна киевскому режиму тем, что о ее окончательных результатах можно будет судить лишь в 2030 году, что создает ее инициаторам благодатное поле для фантазий на тему светлого будущего.
Это преимущество понимает даже премьер Гройсман, которого «невидимая рука рынка» оградила в свое время от нудных лекций за университетской партой. «Надо отметить, что эта реформа является очень сложной, очень непростой. Мы можем совершать ошибки, но мы будем их исправлять. Однако главнее всего, что первый результат новой украинской школы мы получим через 12 лет. Сегодня мы посеем, а получим через 12 лет результат, который мы закладываем с вами сегодня», – отметил глава украинского правительства.
Ранее Гройсман уже успел анонсировать необычайный уровень технической оснащенности школы нового образца. На приобретение нехитрых интерактивных пособий и ортопедических школьных парт весной было выделено порядка полутора миллиардов гривен государственных субвенций. Однако на местах эти деньги увидели преимущественно на бумаге. Президент и правительство теперь не стесняются обвинять регионы в неэффективном использовании субвенций, прекрасно понимая, что деньги не дошли до провинции по причине банального их отсутствия в бюджете.
Вместо денег на места поступают все новые порции лозунгов, призывов и заклинаний. Эти общие фразы не подкреплены конкретными методическими ресурсами и финансированием. Но зато дополняют образ современной Украины как страны, превратившейся в балаган бродячего иллюзиониста, где дешевыми фокусами отвлекают толпу от мрачной повседневности.
Если в знаменитую патрульную полицию «нового типа» набирали, по сути, людей с улицы, отдавая предпочтение молодым людям кавказской внешности и общительным девушкам приятной наружности, то с поиском преподавателей европейского образца дело обстоит сложнее. За неполных триста восемьдесят миллионов гривен, щедро обещанных Порошенко в качестве бонуса для учительского сообщества всей страны, можно разве что повысить квалификацию аниматоров на сезонных ярмарках школьных принадлежностей. Поэтому, наверное, концепция реформы предполагает отсутствие особых требований к оценке знаний учащихся младших классов. Учителю-новатору, таким образом, будет проще на первых порах скрыть собственную некомпетентность. И за пару-тройку лет войти в курс дел, подогнав свои познания в азбуке и арифметике.
Пока же за последние годы на Украине из-за нехватки средств было ликвидировано более 300 школ и ПТУ. Профессия педагога продолжает оставаться одной из самых низкооплачиваемых и маргинальных в украинской социальной иерархии. Громкие фразы о вызовах ХХI века звучат издевательски для учителей еле дышащих на ладан сельских школ.
Глубинный смысл реформы старательно завуалирован витиеватыми формулировками и благими пожеланиями высшего руководства страны. «Нам нужно образование, которое формирует способность ученика не только играть по уже установленным правилам, но и выигрывать в условиях постоянного изменения ситуации. Мы не только даем ученику знания, но обучаем постоянно учиться», – говорит президент Порошенко.
Эта фраза из уст украинского политика звучит особо пикантно. То, что Порошенко и ему подобные уже давно плевать хотели на любые правила и законы, ни для кого не секрет. К каким еще «изменениям ситуации» может привести такая «политика», остается лишь догадываться. Но зная этих деятелей, можно предположить, что детям стоит готовиться к сюрпризам похлеще, чем уже полученное ими наследство в виде гражданской войны, нищеты и деградации.
Особую заботу об учащихся Порошенко проявляет в сфере так называемого инклюзивного образования. В стране, где инвалидность почти всегда означает отказ от практически всех жизненных возможностей, никто так не заботится о детях с особыми потребностями, как его жена Марина. Интересно было бы исследовать вопрос, насколько распространение за государственный счет методичек по организации инклюзивных классов способствует борьбе с «буллингом» – еще одним «модным» явлением, бурно расцветающем в среде украинских учащихся. Остается надеяться, что воспитание критического мышления, навыков командной работы и предпринимательства за двенадцать лет превратит свору озлобленных неравенством и цинизмом окружающего мира подростков в образцовый коллектив предприимчивых «кретинов», «креаклов» или на худой конец «критиканов».
Конечно же, главным аргументом для украинских реформаторов является соответствие установкам европейских партнеров. Об этом еще на этапе законодательного урегулирования новой модели школьного обучения говорила министр Лилия Гриневич: «Дети должны получить в школе умения и компетенции 21 века, которые согласованы странами Европейского союза и которые нужны сегодня современному украинцу. Кроме знания родного, государственного и иностранного языков, информационных технологий, умения критически мыслить, анализировать, работать в команде, иметь навыки финансовой грамотности и предпринимательства. Нашим детям нужно образование для жизни, и это главная цель новой украинской школы. Если внедрять 12-летнюю школу с 1 класса с 2018 года, то мы выходим на 12-й класс в 2029 году. Это ориентировочные сроки вступления Украины в ЕС, если план будет работать».
Пока что «план» работает так, что выпускники 2030 года, скорее всего, окажутся не в такой милой сердцу украинского патриота бюргерской Европе, а в латиноамериканских трущобах худшего образца. Тут, конечно, как кому повезет. Островки элитарного образования и жизнеобеспечения, вероятно, должны будут остаться хотя бы для семей «эффективных собственников», вынужденных временно проживать на этой территории, чтобы приглядывать за ее «развитием». И тем, кому картины грядущей жесткой сегрегации украинского населения сегодня кажутся утрированными, стоит внимательнее изучить исторический опыт построения колониального быта. Хотя достаточно будет сделать правильные выводы из поведения «командированных» на Украину министров а-ля Яресько и их местных сподвижников.
Авторы реформы неустанно подчеркивают, что получение знаний далеко не самое главное в современном образовательном процессе. Министр Гриневич ранее отмечала: «Новая украинская школа – это о том, чтобы превратить школы не только в места, где детям дают знания. В школе должны не просто давать ребенку умение самореализовываться, но и справляться со сложными проблемами, радоваться жизни, защищать свое эмоциональное здоровье».
По замыслу реформаторов, такой и должна быть массовка на Украине будущего. Меньше знаний, больше социальной адаптивности, радостного равнодушия к происходящему вокруг, способствующего сохранению «эмоционального здоровья». Не зря, видимо, к обсуждению вопросов школьного образования накануне учебного года присоединилась сама министр здравоохранения Супрун. Ее заинтересовали вопросы изучения иностранных языков и ношения школьной формы. Можно только предположить, что к 2029 году – анонсированной министром Гриневич даты вступления Украины в ЕС – ведомства образования и охраны здоровья на Украине будут как минимум объединены, а еще лучше – ликвидированы. Супрун хорошо знает, что с целью оптимизации государственных расходов функции учителей и врачей с успехом могут выполнять патрульные полицейские, пожарники и волонтеры.
Но главная цель всех украинских реформ состоит в другом. Не об образовании, охране здоровья или общественного порядка радеют профессионалы европейского образца с закаленными в революционных сражениях достоинствами. Президент Порошенко искренне определяет их ключевую цель: «Нам необходимо заботиться и ценить поколение, которое не жило в коммунистические времена, не жило в СССР. Это – наш якорь европейскости. Это – наша движущая сила перемен. Это наш с вами долг – воспитать молодое поколение патриотов Украины, готовых защищать свою землю и работать на успех Украины».
Иной критически мыслящий школьник мог бы заметить странность в том, что для Петра Алексеевича синонимом движущей силы является почему-то якорь. Но из недр никогда не жившего в СССР нового поколения патриотов без тени сомнения будут появляться все более талантливые спичрайтеры. Им, как говорится, и флаг в руки, и якорь в помощь! Судьба подрастающих поколений украинцев находится в надежных руках Порошенко, готовых круглосуточно «работать на успех» личного бизнеса!
Войцех Михальски, Источник: alternatio.org.
Рейтинг публикации:
|