Трагически развиваются события в Донецке. Накануне в республике был объявлен трехдневный траур в связи со смертью Иосифа Кобзона. Его объявил глава республики Александр Захарченко и именно в эти дни на него самого совершили покушение. И теперь по нему самому объявлен траур в республике, перенесен первый день занятий в школах.
В результате взрыва в ресторане в центре Донецка глава ДНР был убит. Вернее, после взрыва он был доставлен в больницу, однако врачи ничем не смогли ему помочь.
Все происходило во время поминального обеда, посвященного памяти героя Донбасса, народного артиста СССР, певца Иосифа Кобзона, пострадали одиннадцать человек. Шесть человек госпитализированы, двое в тяжелом состоянии. Точно известно, что в настоящее время в больнице в тяжелом состоянии находится руководитель молодежного крыла организации «Оплот Донбасса» Волкова Наталья, а также глава Минфина республики Александр Тимофеев (Ташкент), жизни которого уже ничего не угрожает.
Председатель Народного Совета ДНР Денис Пушилин обвинил в организации взрыва украинскую сторону. «Это очередная агрессия со стороны Украины. Глава Донецкой Народной Республики погиб в результате взрыва, который произошел ориентировочно в 17:00. Донецк отомстит за это преступление», — заявил он.
Откликнулись на трагедию в Донецке и в Кремле.
Президент страны Владимир Путин назвал убийство Захарченко подлым:
— Подлое убийство Александра Захарченко — это ещё одно свидетельство: те, кто выбрал путь террора, насилия, запугивания, не хотят искать мирное, политическое решение конфликта, не хотят вести реальный диалог с жителями юго-востока. А делают опасную ставку на дестабилизацию ситуации, на то, чтобы поставить народ Донбасса на колени. Этого у них не получится, — говорится на сайте Кремля.
— К сожалению оборона республик Донбасса хромает, — говорит директор Центра общественного и информационного сотрудничества «Европа» Эдуард Попов. — Это стало очевидно после убийства Моторолы, которое произошло в результате внутреннего предательства. Я лично дважды общался с Александром Захарченко в октябре 2014 года, видел, как его охраняют. Но если украинские террористы добрались даже до него — значит внутренняя безопасность в ДНР работает очень плохо. Я также неоднократно говорил, что республики буквально нашпигованы агентурой СБУ. Некоторые ведомства заполнены людьми из Киева, сейчас идет активный процесс замещения руководящих должностей в государственном управлении и в политических структурах выходцами из Донбасса, сбежавшими в начале войны в Киев. Это партийные функционеры среднего звена из Партии регионов, чиновники всех мастей. Ветеранов русского движения вытеснили из политики, их место заняли соглашатели (в лучшем случае) и предатели (в худшем случае). Можно ли ожидать чего-то хорошего при таком раскладе? Я описал эту ситуацию в серии статей год с лишним назад. Мы привыкли видеть в Донбассе только военные проблемы. Но на самом деле к руководству республик возникает много вопросов. Предательство расцвело пышным цветом. Вызовет ли гибель Александра Захарченко работу над ошибками?
«СП»: — Означает ли это, что теперь вообще никто в республиках не может чувствовать себя в безопасности?
— Совершенно верно. Убийство Александра Захарченко в числе прочих целей направлено на то, чтобы вызвать атмосферу страха и неуверенности, заставить людей покидать родные дома. Я не специалист в вопросах безопасности, но мое мнение как человека, давно занимающегося Донбассом и активно общающегося с людьми из военных кругов — начать как можно скорее массовую чистку госаппарата от украинской агентуры. Прежде всего, силовых структур и прежде всего таких учреждений как МГБ, таможня, МВД, министерство по налогам и сборам — там, где агентура СБУ ощущает себя как рыба в воде. Подобные мысли я высказывал еще год или даже два назад. Но ничего не изменилось в лучшую сторону.
«СП»: — Это единичный акт или начало некое масштабной кампании?
— Украинский террор на самом деле никогда не был единичным. Украинцы лишь выполняют методические установки американцев, которые сильно поднаторели в террористических методах борьбы. Цель украинского терроризма — убийство ключевых политических и военных лидеров ДНР и ЛНР. А также людей, находящихся несколько в тени, но выполняющих важные функции обеспечения безопасности республик. Вынужден признать, что эту «работу» украинцы выполняют на 5 с плюсом. Единственное, наверное, неудавшееся покушение — покушение на Плотницкого. Которое, как говорят злые языки, было осуществлено на деньги самого Плотницкого дабы создать этому персонажу имидж врага Украины, коим он, безусловно, не являлся.
«СП»: — Каким должен быть и будет ответ?
— А ответа никакого не будет. Убийство Александра Захарченко — самое знаковое, но далеко не первое. И что-то изменилось после смертей других знаковых людей? Россия и Европа будут призывать Киев к выполнению Минских соглашений, а Киев будет продавливать свою (точнее, американскую) стратегию анаконды — давления на республики Донбасса и Россию во всех сферах. Мы проигрываем Украине, точнее, Западу на сегодняшний день. Лучшим ответом на убийство Захарченко стало бы освобождение оккупированных территорий ДНР и ЛНР, и начало освобождения исторической Новороссии. Это произойдет. Но когда?
«СП»: — Что теперь будет с должностью главы? Новые выборы? Кто может занять место Захарченко?
— Боюсь что выборы не состоятся, в ДНР и ЛНР уже состоялся консенсус элит о продлении полномочий глав республик и парламентов дабы не дразнить украинцев. А украинцы плевать хотели на нарушения Минска, который соблюдают только в Донбассе. Мое мнение — выборы нужно проводить, но наш сверхосторожный МИД и элиты Донбасса не заинтересованы в конкуренции. Им важно сохранить свои хлебные местечки. Подавляющее большинство руководящих лиц ДНР, коих мы видим по телевизору — бизнесмены от донбасской весны.
Что касается преемника Александра Захарченко… Этот человек обладал яркой харизмой и огромным обаянием. Я не встречал в своей жизни людей с большим обаянием чем он. И при том я очень критично высказывался о его деятельности на посту главы республики. Это был храбрый офицер, что бы не говорили его критики в тылу или в Москве. Есть очень много вопросов к предателям в высших кругах ДНР, которыми окружил себя покойный Захарченко. Жаль, что погиб он, а не они. Не исключено, что гибель произошла в результате предательства из ближнего круга. Поэтому преемник, я уверен, должен быть человеком не из политической (Пушилин, ни дня не воевавший и известный как любитель роскошной жизни и дорогих автомобилей) и бизнесовой среды (пресловутый Ташкент, глава министерства по налогам и сборам, который оказался в числе раненых). Нужен только военный человек, остальные предадут ДНР.
— Мы все на войне, и мы все понимаем, что каждого из нас могут убить, — говорит историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский. — Поэтому такая выходка бандеровцев лично для меня не стала чем-то неожиданным.
«СП»: — Как такое вообще возможно?
— Очень просто: ещё раз — это война. А на войне никто не имеет права себя чувствовать в безопасности. Именно не имеет права. И если кому-то в далёких и сытых столицах эта простая истина непонятна, то мои им соболезнования, а возможно, что и мир их праху. Ибо война за такими очень скоро приходит…
«СП»: — Как это скажется на минском процессе? Возможно ли обострение?
— Я не пророк, чтобы гадать на кофейной гуще, но обострение очень даже возможно: убийство главы государства, пусть даже непризнанного — это вам не фунт изюма. Но это однозначно говорит, что убийцы Александра Захарченко и их киевские хозяева очень даже рассчитывают на срыв минского процесса.
«СП»: — Что теперь будет с должностью главы?
— Ещё раз — хватит гадать на кофейной гуще, когда ещё тело убитого не остыло! Кстати, уже сообщили, что И.О. главы ДНР Трапезников вступил в должность. А остальное будет развиваться по закону и прочим предписаниям: это вам не весна 2014 года, когда убийством полевого командира можно было решить исход кампании. Сейчас вертикаль уже выстроена, поэтому смерть кого-либо станет для нас событием печальным, но не смертельным.
«СП»: — Верите ли вы, что убийц найдут?
— Это не столь важно: заказчики всё равно находятся в Киеве, и чтобы их достать потребуются немалые усилия. Но самое главное, даже не в этом, а в том, что смысла в точечных карательных акциях нет: как сказал поэт — «не разрушить державы неожиданным взрывом». До бандеровцев бессмысленность таких расправ не доходит, но мы её прекрасно понимаем…