Минфин Украины срочно перехватил у иностранных кредиторов 725 млн. долл. по ставке вдвое выше рынка.
Как гласит народная поговорка, сколько веревочке ни виться, а конец всегда будет. С февраля 2014 года все прогнозы о перспективах дальнейшего развития украинской экономики обычно всегда стопорились после логичного вопроса – а когда? Все эксперты дружно говорят о неминуемом кризисе, а страна продолжает прекрасно существовать. Армию увеличила вдвое. Сначала потеряла почти всю свою бронетехнику за три месяца боев, а теперь снова ею оснастила войска. Малость хуже, чем было, но ведь нашла же деньги! Когда же ожидать этот ваш крах?
Так вот, судя по всему, довольно скоро. Еще в первых числах августа в прессу просочились сведения о размере остатка средств на едином казначейском счете государств в 1,995 млрд. гривен. Судить о том, много это или мало, предлагалось лишь по одной опорной цифре – на начало июля их там было еще 9,388 млрд – что ясности особо не вносило. Ну, да, бюджет 2018 года утвержден с доходом в 917,9 млрд. гривен, расходом 991,7 млрд. и, соответственно, дефицитом 80,6 млрд, что должно было соответствовать 2,4% ВВП страны.
На данный момент доходная часть выполнена на 3% ниже плана. Фактические расходы в открытых источниках отсутствуют, однако учитывая темпы сокращения остатков на ЕКС, были все основания полагать начало вхождения Украины в прогрессирующий кризис неплатежей. Он всегда является следствием возникновения кассового разрыва. Это когда по графику некие расходы предусмотрены, в соответствии с ним вы что-то заказали, или подошла дата расчетов по контрактам, перечисления зарплат работникам и тому подобное, а запланированные поступления, за счет которых производить платежи предполагалось, по тем или иным причинам не пришли.
В результате, скажем, магазин не рассчитался с оптовиком, из-за чего тот не сумел перевести деньги оптовой базе, а та оказалась неспособной выполнить финансовые обязательства перед производителем. По всей цепочке работники оказались без зарплаты, следовательно, упала выручка в магазинах и прочих обслуживающих сервисах. Внешне это похоже на лавину, сход которой страгивает единственный камешек где-то вверху.
Проблема осложняется еще и тем, что из 17,5 млрд. долл. "финансовой помощи" (а в действительности – обыкновенного кредита) МВФ Киев на данный момент получил 8,7 млрд., причем, по довольно хитрой схеме. Иными словами, деньги ушли не в инвестиции, с будущих доходов которых планировалось рассчитываться, а в банальное затыкание сиюминутных дыр. Так что отдавать займы предстоит строго своими деньгами. А их по всем видам заимствований на данный момент набежало 75 млрд. долл. из которых 47,3 млрд. – внешние.
Так вот, во второй половине текущего года график предусматривает выплату держателям внешнего долга 3 млрд. долл., в течение 2019 – 7 млрд., а в сумме за предстоящие четыре года страна должна вернуть 20 млрд. долл. Впрочем, стоит ли заглядывать в столь отдаленное будущее, если на данный момент в казне, если считать по текущему курсу гривны (27,86 грн. за долл.), едва наскребается 71,6 млн. долл.?
Впрочем, официальные власти Украины делали уверенное спокойное лицо матерого игрока в покер, убеждая журналистов, прессу и граждан, что все под контролем. Доходы идут по плану, а значит, деньги будут, все обязательства страна успешно выполнит. Сейчас, наконец, стало понятно - как.
На сайте министерства финансов Украины появилось сообщение об успешном размещении среди частных иностранных инвесторов краткосрочного облигационного займа на сумму 725 млн. долл. «Эта операция позволяет Украине удовлетворить свои краткосрочные потребности в валютной ликвидности, а также получить преимущества от гибких условий привлечения средств».
В переводе на русский это называется – перекредитовались, срочно заткнули очевидный кассовый разрыв до ожидаемого поступления других серьезных денег. Вот только сделали это на совершенно драконовских условиях - под 9,10-9,15% годовых, что, по меньшей мере, в 2,3 раза выше рынка.
Чем и когда планируется отдавать? Так ведь МВФ, буквально вот-вот перечислит следующий транш согласованной кредитной программы на 1,9 млрд. долл.! Деньги должны были прийти еще в июне-июле, но возникла техническая заминка. Одним из десяти ключевых условий МВФ было повышение внутренних цен за газ для населения до полностью рыночного уровня, то есть почти втрое, на что киевские власти пойти не рискнули. А МВФ заморозил перевод. Однако в первой декаде сентября делегация Фонда обещает посетить Киев и там, конечно же, "удастся договориться".
Про другое обязательное условие – отсутствие бюджетного дефицита – финансовые власти страны предпочитают промолчать. Как и про то, что ради экстренного удержания курса гривны Национальный банк Украины только за один день – 14 августа – был вынужден срочно продать 100 млн. долл. США. Только такими мерами пока получается "стабилизировать" гривну на текущей отметке, не позволив ей скатиться до 30-32 гривен за доллар. Это неизбежно приведет к повышению учетной ставки НБУ с нынешних 17,5 до 22%, что гарантированно обрушит как весь текущий бюджет, так и всю банковско-финансовую систему страны.
Возникает закономерный вопрос: это жонглирование угольками продолжается третий год. Что помешает продолжить банкет дальше? Ответ на него вытекает как раз из условий займа. Точно так же, в течение последнего года перед дефолтом, занимать "буквально до получки", то есть сначала на 18, а потом на 12 месяцев, под ставку резко превышающую уровень рынка начала Греция. По той же схеме "срочно перехватывать" деньги перед дефолтом пытались Мексика в 1994, Россия в 1998, Аргентина в 2001 и Уругвай в 2003.
Учитывая текущее экономическое положение Украины, нет никаких оснований ожидать, что вот именно на этот раз и конкретно Украине получится "проскочить". Судя по всему, деньги в стране действительно подходят к концу. Дефолт превращается из понятия просто системно ожидаемого в вопрос буквально недолгого времени.
Хотя нельзя исключать и наличия, в некотором смысле, плана.
На 31 марта 2019 года на Украине назначены президентские выборы. Предполагается весьма удобной возможностью любой ценой дотянуть до них и уронить экономику непосредственно перед. Что Порошенко не переизберут – тут и к гадалке не ходи. Но зачем же пропадать такому ценному кадру? На него следующий президент сможет легко свалить всю полноту ответственности за любые негативные последствия, как реальные, так и мнимые. Включая какой-нибудь очередной "экстренный план спасения Украины", непременно связанный с еще более жестким "затягиванием поясов".
Но тут уж будем посмотреть. Ждать осталось совсем недолго.
Специально для ИА REX