Российские журналисты, погибшие в конце июля на территории ЦАР были отправлены в командировку с грубыми нарушениями всех мер предосторожности. Об этом – в свежем материале Федерального агентства новостей.
В распоряжении издания появились фотокопии переписки погибших в ЦАР российских журналистов Александра Расторгуева, Орхана Джемаля и Кирилла Радченко с их руководителями из «Центра управления расследованиями» (ЦУР) Андреем Коняхиным, Родионом Чепелем, Анастасией Кулагиной и Анастасией Горшковой.
Из переписки становится очевидным, что организаторы поездки крайне недобросовестно и небрежно отнеслись к вопросам безопасности организованной командировки. Что довольно странно, поскольку журналисты прекрасно знали обо всех опасностях, с которыми они могут столкнуться в одной из самых небезопасных стран Африки.
Так, Александр Расторгуев даже составил небольшую справку, в которой рассказал о высоком уровне преступности в ЦАР, из-за чего находиться в стране без вооруженного сопровождения опасно даже в дневное время. Журналист отметил, что для спокойной работы ему и его партнером понадобится охрана, однако данная просьба была проигнорирована его руководителями.
Подготовка и юридическое обоснование нахождения журналистов также не выдерживают никакой критики. Так, Расторгуеву, Джемалю и Радченко было предложено самостоятельно изготовить опознавательный знак ООН, а также воспользоваться поддельными пресс-картами на английском языке, которые не используется на территории ЦАР. На вопрос о безопасности такого подхода, который с вероятностью в сто процентов «разрушит туристическую легенду», Андрей Коняхин заявил, что пресс-карты нужно спрятать и никому не показывать.
Позднее все тот же Коняхин потребовал от журналистов уничтожить выданные им документы на камеру, причем сделать это было необходимо максимально «художественно». На очевидный вопрос, для чего это нужно, был дан ничего не объясняющий ответ: «Так надо».
В ЦАР журналистов должен был встречать некий фиксер (проводник) по имени Мартин, сотрудник миссии ООН, контакт которого был предоставлен сотрудником французского радио RTL Рафаэлем Вантаром. Однако по прилету в Банги Мартин не встретил россиян, в результате чего они предприняли попытку найти проводника и переводчика самостоятельно. Предпочтение отдавалось русскоговорящим студентам или экспатам, однако Андрей Коняхин категорически отверг этот вариант, настаивая на необходимости встречи с Мартином из ООН.
Для этого было решено найти водителя и отправиться напрямую в Бомбари, где и должен был обитать Мартин. Владелец автомобиля в итоге был найден, хоть это и вылилось в дополнительные финансовые расходы.
Финальная часть переписки приходится на ночь с 29 на 30 июля, то есть прямо перед гибелью российских журналистов. Руководители из ЦАР настойчиво требуют избавиться от водителя, выступающего единственным гидом для группы, и попытаться попасть на военную базу, пусть даже и посредством дачи взятки. Коняхин советует журналистам «быть жестче».
После этого группа отправилась дальше в Бомбари в надежде встретиться с Мартином, попасть в Минобороны и получить наконец допуск на военную базу. В 9 утра по московскому времени от Коняхина в группе появилось сообщение «Привет, вы доехали?», на которое уже никто не ответил. Через несколько часов информагентства объявят о гибели российских журналистов в ЦАР. Их тела обнаружили в 33 километрах к северу от города Сибута.
Автор: Константин Липавский