22 августа в Сочи на встречу с российским президентом Владимиром Путинымприлетел президент Белоруссии Александр Лукашенко. Последний раз этот курортный город становился площадкой для общения лидеров двух стран 14 мая 2018 года, когда они имели возможность обсудить ряд важных двусторонних вопросов «на полях» заседания Высшего Евразийского экономического совета.
После этого была еще рабочая встреча 19 июня в Минске, где Путин и Лукашенко приняли участие в заседании Высшего Госсовета Союзного государства России и Белоруссии. И, кроме того, Александр Григорьевич дважды за это лето побывал в Москве — на церемонии открытия и закрытия чемпионата мира по футболу.
На этот раз пресс-служба белорусского президента, как сообщает ТАСС, анонсировала подробное обсуждение широкого спектра вопросов, касающихся развития белорусско-российского сотрудничества, взаимодействия на международных площадках и в интеграционных объединениях, также в центре внимания и мировая повестка дня.
Но это, так сказать, общие слова… Они совершенно не проливают свет на то, что обычно остается за рамками официальной дипломатии.
Тем более что пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков, комментируясаммит в Сочи, лишь подтвердил сам факт его проведения. И то, что «уже поздно вечером» главы России и Белоруссии «посетят спортивное мероприятие».
О других деталях он не сообщил. Но дал понять, что обсуждения «чувствительных тем» в двусторонних отношениях избежать не удастся.
Песков, в частности, напомнил о формате Союзного государства России и Белоруссии и о том, что Белоруссия является ближайшим союзником и главным экономическим партнером РФ.
«Объем отношений (Москвы и Минска) во всех сферах настолько велик, что эти отношения не могут осуществляться и существовать без шероховатостей. Это рабочие шероховатости, которые урегулируются», — сказал Песков.
Для этого, по его словам, «в том числе и происходят встречи двух президентов».
Стоит отметить, что нынешний визит Лукашенко проходит после того, как у себя на родине он довольно эмоционально уволил, как было сказано, всех министров-«пофигистов» и переназначил премьера, заменив консерватора Андрея Кобякова на либерала Сергея Румаса, до того занимавшего пост председателя правления Банка Развития.
Как это все отразится на наших двусторонних отношениях, пока сказать сложно. Но сложно не заметить и то, что в последнее время белорусский лидер довольно часто позволяет себе весьма резкие публичные выпады в адрес России. Так, недавно он заявил, что «россияне ведут себя варварски» по отношению белорусам, обвинив нашу страну в невыполнении обязательств в рамках Евразийского экономического союза и в недобросовестной конкуренции.
Насколько справедливы эти обвинения? И какие действительно темы должны стать центральными на сочинской встрече президентов России и Белоруссии?
— Что касается отставки правительства, то здесь как бы понятно, что кадровый стиль президента Белоруссии, в общем, не меняется, — комментирует ситуацию доцент РГГУ, эксперт Российского совета по международным делам Александр Гущин. — Он и раньше применял довольно жесткие решения в отношении целого ряда должностных лиц, которые, кстати, иногда и возвращались потом на серьезные позиции — т.е. осуществлялась ротация.
То, что случилось сейчас, на мой взгляд, объясняется тем, что президента, действительно, беспокоила совокупность недочетов и проблем, связанных с коррупцией и с тем, что значительная часть предприятий белорусского индустриального комплекса, и в том числе военно-промышленного комплекса, находится в кризисе. А это очень серьезно для Белоруссии, потому что страна сейчас пытается встраиваться и в концепцию «Один пояс — один путь», и в концепцию импортозамещения украинских предприятий, которые раньше экспортировали свою продукцию для России. И поэтому поддержание на плаву этих предприятий является очень серьезной задачей для Белоруссии.
Но перспективы белорусской экономики тоже достаточно туманны, надо сказать.
«СП»: — В каком смысле?
— С одной стороны, по последним данным экспертов, замедление темпов развития и падение жизненного уровня в связи с рецессией, продолжавшейся несколько последних лет, в некотором смысле было преодолено. Например, можно говорить о достаточно приличной стабильности белорусского рубля. И есть определенный рост ВВП — где-то 4% в годовом выражении. В последнее время он несколько замедлился, но все-таки это рост.
С другой стороны, мы видим, что в отношениях с Россией перманентно возникают кризисы. И очень часто у нас говорят, что Лукашенко специально повышает ставки, чтобы выбить очередной кредит. Да, можно и на это все отнести. Но я бы все-таки так упрощенно не рассматривал ситуацию, потому что в контексте противостояния Запада и Москвы роль Белоруссии несколько меняется.
В политическом плане Минск стремится играть роль посреднической площадки, переговорной площадки. И делать все, чтобы являться — Лукашенко абсолютно открыто об этом говорит — концепцией «моста». То есть, Белоруссия как бы торгует со всеми, и имеет отношения со всеми. Это — их первая позиция.
Вторая. Они постоянно говорят о том, что Россия не выполняет свои обязательства по Союзному государству и по ЕАЭС, как бы торпедируя за счет собственного импортозамещения и достаточно эгоистичной позиции чиновников общие проекты совместных холдингов, допуск белорусских акционеров на российские предприятия и т. д.
Поэтому и разногласий в политике и экономике хватает.
А в последнее время наметилась еще одна линия противоречий — белорусские партнеры не утверждают нашего нового посла Михаила Бабича. Тут тоже есть разные версии: Бабич — выходец из спецслужб, и говорят, что в Минске не очень хотят видеть послом именно его.
«СП»: — При этом Минск просит у России очередной кредит в миллиард долларов?
— Белорусская экономика стоит перед серьёзными вызовами, такими, например, как налоговый маневр России, который будет в 2019 году. Он фактически обнуляет вывозную пошлину на нефть за счет повышения налога на добычу нефти. Это удорожает стоимость сырой нефти и, в общем, по Минску может нанести определенный удар с точки зрения экспортных пошлин, которые по соглашению с Россией сейчас перечисляются в бюджет Белоруссии. В этом плане ситуация довольно серьезная.
Кроме того, есть такая версия, что Москва урезает поставки в республику газа и нефтепродуктов. И по-прежнему остается проблема реэкспорта беспошлинных углеводородов, что, в общем, наносит российскому бюджету довольно серьезный ущерб.
Поэтому я думаю, прежде всего, на этих вопросах будет сосредоточена вся повестка российско-белорусской встречи.
Будет, наверное, обсуждаться и кредитный вопрос. Но если говорить о смене правительства, я бы все же геополитический фактор во главу угла не ставил. Эти изменения, скорее, свидетельствуют о том, что Лукашенко пытается за счет кадровых перестановок влить живую кровь. Дать новый импульс развитию экономики. При этом он все равно не готов идти на масштабную приватизацию, несмотря на то, что на должность премьер-министра назначен человек из банковской сферы и ряд других назначений, условно говоря, из либерального крыла.
Пока белорусский президент на какие-то кардинальные изменения в экономической модели Белоруссии не пойдет. И стратегические для Белоруссии предприятия машиностроительного комплекса, такие, например, как Оршанский завод, сохранятся в рамках именно того вектора, который был задан белорусской экономике Лукашенко уже давно.
«СП»: — Понятно, что Белоруссия наш стратегический партнер и ближайший союзник. Но чем объяснить тогда все эти постоянные словесные выпады Александра Григорьевича в адрес России? Как-то не по-партнерски все это…
— Это его вариант политики равноудаленности. Он стремится сделать так, чтобы по-прежнему внешняя политика Белоруссии не была интегрирована с экономической зависимостью.
Их экономическая зависимость от российского рынка очень велика. Они сейчас будут делать все для того, чтобы ее минимизировать за счет активизации партнерства с Китаем, а также с другими странами Азии и Латинской Америки. Попытки эти предпринимаются систематически. Они, может, не настолько успешны, но они есть.
Но цель основная — чтобы не было корреляции экономической зависимости и политической зависимости. Лукашенко делает все для того, чтобы Белоруссия не следовала автоматически в фарватере внешней политики России.
«СП»: — Вопрос, как это скажется на наших двусторонних отношениях в будущем?
— Может сказаться негативно, несмотря на то, что есть и позитивные моменты — к примеру, обсуждение отмены роуминга сейчас активно идет на межведомственном уровне. Какие-то подвижки есть…
Но стратегически то, что происходит в наших двусторонних отношениях, и главным образом, имиджевый фон, информационный фон этих отношений, он, конечно, очень негативно влияет на восприятие двух сторон. Поэтому риски определенные есть.
Экономист, специалист по Белоруссии Дмитрий Болкунец уверен, что обойти проблемные темы на встрече лидеров двух стран вряд ли удастся, однако не все из того, что обсуждалось за кулисами этих переговоров, будет озвучено:
— Мне кажется, белорусскую сторону беспокоит информация, которая появляется постоянно, о планах РФ сократить субсидирование белорусской экономики в виду определенных сложностей в российской экономике. В частности, налоговый маневр не даст возможности Белоруссии получать те преференции, которые она ранее получала от России. Поэтому Минск рассчитывает, что Москва будет компенсировать выпадающие средства.
Плюс есть информация о том, что вопрос о предоставлении Минску нового российского кредита в один миллиард долларов подвис. Подвисло и перечисление Белоруссии 400 млн. долларов по линии Европейского банка развития. По причине того, что Минск не выполнил ранее принятые на себя обязательства по определенным реформам в экономике.
Поэтому вопрос финансовый для Минска сейчас стоит очень остро.
«СП»: — Если Россия здесь сделает шаг навстречу, то на какие уступки может пойти Минск?
— Во-первых, я думаю, Россия заинтересована в том, чтобы Белоруссия развивалась стабильно и там была стабильная социально-экономическая ситуация.
Москва не заинтересована, чтобы там были какие-то катаклизмы. Поэтому она будет поддерживать Минск, рассчитывая на определенную лояльность с его стороны, в том числе и в вопросах внешней политики.
Последние несколько лет мы наблюдаем, как Минск проводит свою самостоятельную внешнюю политику — что, на мой взгляд, очень правильно. Но при этом некоторые тренды показывают, что иногда эту политику он старается проводить не на пользу двусторонним белорусско-российским отношениям. И это очень сильно беспокоит Москву. Поэтому, я думаю, этот вопрос нуждается в обсуждении. И возможно даже стороны в перспективе подпишут какой-то документ, в котором эти параметры будут как-то отражены. То есть, если страны проводят свою внешнюю политику, то они должны как-то более четко, в каких-то рамках ее проводить, чтобы не нарушать двусторонний паритет.
Я также думаю, что определенное внимание будет уделено вопросу доступа российского бизнеса на белорусский рынок. Со стороны «Газпрома», насколько известно, есть заинтересованность в получении доступа к внутренним газораспределительным сетям, что может обеспечить модернизацию этой структуры.
Это довольно затратная вещь — содержать газораспределительную сеть. Но это может дать возможность для местного бизнеса и белорусских потребителей получать газ по сниженным ценам. Потому что газ, который поступает в республику из России, белорусское правительство продает потребителям с наценкой, по более высокой цене. Поэтому когда Белоруссия требует снизить цены на газ, надо понимать, почему белорусские потребители и предприятия в два раза больше платят за газ, чем Россия его продает.
То есть, вопрос о предоставлении «Газпрому» этих сетей, думаю, будет поставлен.