Как нам стало известно от нашего источника в администрации президента Украины, в конце июля начались прямые, хотя и негласные, переговоры между руководством Киева и народных республик.
Переговоры проводятся в Минске, и в них участвуют представители донецкой и луганской республиканских администраций. Администрацию украинского президента на переговорах представляет Владимир Горбулин, советник Петра Порошенко. В «наведении мостов» задействован и другой советник Порошенко, миллиардер Юрий Косюк.
Судя по всему, в администрации Порошенко, прикинув шансы на будущих выборах, решили сыграть ва-банк. Если Киеву удастся навести мосты с Донецком и Луганском, рейтинг «Петра-миротворца» может взлететь до небес. А сейчас рейтинги действующего украинского президента дышат на ладан – в предвыборных раскладах киевских аналитических структур Порошенко занимает места примерно от четвёртого до седьмого. И нет совершенно никаких шансов обойти даже Олега Ляшко, не говоря уже о Юлии Тимошенко. Между тем, если переговоры пройдут удачно, уставшая от гражданской войны Украина вполне может поддержать действующего лидера.
Пока стороны не обсуждают будущий статус республик – это самый острый вопрос, и его, по всей видимости, решено отложить напоследок. Обсуждают, в первую очередь, компенсации за понесённые потери и проекты восстановления инфраструктуры ДНР и ЛНР.
Примечательно, что стороны не применяют формулировку «отдельные регионы Донецкой и Луганской области» (ОРДЛО) – речь ведётся именно о «республиках», правда, каждая сторона вкладывает в это понятие свой смысл. Для Киева «республики Донбасса» - автономии в составе Украины, правда, с самыми широкими полномочиями, но никак иначе.
Горбулин – один из лучших на Украине юристов и, добавим, демагогов-переговорщиков, - именно он, в своё время, выполняя поручение президента Леонида Кучмы, манипулируя законодательством, урезал полномочия автономной республики Крым.
То, что к сложнейшим и, отметим ещё раз, секретным, переговорам привлекли именно его, свидетельствует, что Киев решил пойти по проторенному в девяностые годы пути, и повторить с народными республиками Донбасса успешный исторический сюжет с «принуждением к отказу от сепаратизма» Крыма.
Обещать будут много, но что останется в итоге – сказать сложно, памятуя об опыте Горбулина. Как бы там ни было, и чем бы не руководствовался Порошенко, стремясь завершить гражданскую войну на Донбассе, отрадно уже то, что стороны перешли от бряцания оружием к серьёзному разговору.