Александр Лукашенко фактически полностью отправил в отставку правительство во главе с премьером Андреем Кобяковым. Свое решение он объяснил отсутствием дисциплины и игнорированием его распоряжений. Лукашенко призвал не связывать перестановки с президентскими выборами, которые могут пройти раньше срока. Насколько оправданы столь жесткие меры Лукашенко и как это повлияет на отношения Белоруссии с Россией?
В субботу президент Белоруссии Александр Лукашенко провел самые масштабные перестановки в правительстве за последние годы. Вместо уволенного с поста премьер-министра Андрея Кобякова, который занимал эту должность с декабря 2014 года, назначен бывший глава Банка развития Сергей Румас. Чиновник имеет опыт работы в правительстве. С 2010 по 2012 годы он работал заместителем премьер-министра.
Первым вице-премьером назначен бывший руководитель аппарата совета министров Александр Турчин. Новым заместителем премьера стал Игорь Ляшенко, возглавлявший концерн «Белнефтехим». Вместо Владимира Семашко ему поручили курировать вопросы промышленности и ТЭК. Другим заместителем премьера назначен Владимир Кухарев, который займется строительством, ЖКХ и транспортом.
Еще одним заместителем премьера назначен Игорь Петришенко, который до этого был послом Белоруссии в России. Ему поручили социальную сферу: здравоохранение, образование, культуру и спорт. Министром архитектуры и строительства назначен Дмитрий Микуленок, министром промышленности – Павел Утюпин, министром связи и информатизации – Константин Шульган.
На этом фоне особо выделяется замена министра экономики. Им стал 37-летний Дмитрий Крутой, который до этого был заместителем уволенного с этой должности Владимира Зиновского. Председателем государственного военно-промышленного комитета назначен Роман Головченко.
Среди назначенцев, заявил Лукашенко, «нет случайных людей». Он особо отметил, что Петришенко вместе с Румасом ранее представляли интересы Белоруссии в Совете Евразийской экономической комиссии и
«хорошо знают главного нашего экономического и политического партнера – Россию». Это означает, что белорусский лидер рассчитывает на улучшение отношений с Россией. «Это тоже очень важно», – сказал президент.
Лукашенко призвал не связывать перестановки с предстоящими президентскими выборами, которые должны пройти не позднее 30 августа 2020 года. Как сообщает агентство «Белта», подобные предположения президент назвал «несусветной глупостью». Однако ранее глава ЦИК Лидия Ермошина называла целесообразным разделить по срокам проведение президентских и парламентских выборов (должны пройти не позднее 10 сентября 2020 года), которые выпадают на 2020 год. Одни из выборов, по ее мнению, «должны быть перенесены на осень 2019 года... где-нибудь конец ноября».
«Какой популизм под выборы? Это кому-то хочется, чтобы выборы были завтра или послезавтра. Но я уже на этот вопрос отвечал. Выборы президентские мы проведем строго по конституции нашей страны», – заявил Лукашенко.
Впрочем, руководитель белорусского научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук связывает перестановки в правительстве сименно с будущими выборами. Главным стимулом для Лукашенко стало желание изменить экономическую ситуацию. Некоторые его поручения просто не исполнялись, в частности, декрет о развитии цифровой экономики.
«Прежнее правительство слишком показательно игнорировало многие президентские решения, связанные с диверсификацией, с системой управления госсектором, с необходимостью жить по средствам, с развитием малого и среднего бизнеса... Эта ржавая старая система могла игнорировать хорошие законодательные решения, которые принимал сам Лукашенко», – сказал Романчук газете ВЗГЛЯД.
Особо показательным стал крупнейший для страны коррупционный скандал в министерстве здравоохранения. В прессе эту историю называли «Минздрав-гейт». Произошедшее поставило под сомнение монополизм и систему контроля за лекарствами и медоборудованием.
«Все это делалось под руководством совета министров, который никак не реагировал. И весь медийный и репутационный негатив перекладывался на Александра Лукашенко. Совет министров при старом составе стал очень токсичным для Лукашенко. Он понимал, что если ничего не поменяет, то к парламентским и президентским выборам его рейтинг окажется на очень низком уровне... Отсюда желание показать, что он является президентом, а не хромой уткой», – считает Романчук.
Политолог отметил, что очковтирательство и показуха достигла таких огромных размеров, что белорусы «перестали понимать, где реальность, а где нарисованная картинка».
Ранее Лукашенко в рамках рабочей поездки в Оршанский район Витебской области раскритиковал чиновников за невыполнение поручений по комплексному развитию района. Критика привела к ряду кадровых решений и дисциплинарных взысканий, в частности, двое министров лишились постов.
В субботу Лукашенко отметил, что его решения в Орше восприняли в обществе «как некое спонтанное решение». «Так вот я хочу сказать: дело не только в Орше. Это последняя капля, которая переполнила чашу терпения. Главное – в глубине», – заявил Лукашенко.
По словам президента, в стране взят определенный политический курс «и никому не позволено обманывать людей», а в правительстве проводили «иной курс». При этом он назвал «смехотворными» заявления о существовании в Белоруссии диктатуры. «Мы живем в демократической стране. Притом зажаты двумя демократическими блоками с запада и с востока. На юге у нас вообще демократия дальше некуда. И осуществлять какую-то диктатуру в Беларуси – это просто нереально», – заявил он.
В свою очередь назначенный премьером Румас признался, что Лукашенко потребовал от него установить в правительстве дисциплину, а «рост благосостояния людей будет являться основной оценкой работы». «Сегодня все программные документы на пятилетку, которые необходимы для работы правительства и устойчивого функционирования экономики, приняты. И измененный состав правительства будет по ним работать», – пообещал Румас.
Романчук назвал кандидатуру Румаса «предсказуемой». В его пользу сыграло хорошее знание системы госбанков, а также предыдущий опыт работы. Возглавляя государственный Банк развития, он изучил госсектор. А в бытность вице-премьером тоже получил ценный опыт, потому что в те годы белорусская экономика «свалилась в штопор». Тогда он критиковал некоторые госпрограммы, которые в итоге оказались провальными.
«Лукашенко поставил перед ним задачу навести порядок в госсекторе. Госсектор – это 80% белорусских активов и ресурсов. Румас знает, как разговаривать с «красными» директорами, номенклатурой. Его на мякине не проведешь в плане фейковых кредитных договоров, инвестиционных планов. Он должен положить конец той номенклатурной вакханалии, которая привела к гигантским растратам бюджета. Почти все модернизационные программы последних десяти лет потерпели фиаско», – подытожил Романчук.