Десятки тысяч французских пользователей Twitter оказались в так называемом списке русофилов, составленном брюссельской компанией EU DisinfoLab, занимающейся борьбой с «дезинформацией» в интернете. Причиной включения в список стали критика окружения президента Эммануэля Макрона, а также репосты материалов RT и Sputnik. При этом EU DisinfoLab отмечает, что это исследование профинансировал сам Twitter, а проводилось оно на средства, полученные американской компанией за рекламу RT и Sputnik. Эксперты считают, что цель инициативы по выявлению «русофилов» — осложнить отношения Парижа и Москвы, а «репрессивная» информационная политика направлена на то, чтобы помешать работе альтернативных источников информации, в том числе RT.
Этот скандал продолжается во Франции уже второй месяц, поводом для него стала обнародованная видеозапись, на которой телохранитель Макрона избивает протестующих на демонстрации 1 мая. Президента обвиняют в том, что он покрывал своего охранника до тех пор, пока разбирательство не приобрело публичный характер.
Как говорится в докладе EU DisinfoLab, к русофилам они отнесли людей, которые «публично и регулярно репостят статьи RT и Sputnik».
Оказалось, что все они критически настроены по отношению к президенту и критически высказываются по отношению к делу Беналля. Одним из первых обнаружил себя в этом списке лидер движения «Непокорившаяся Франция» Жан-Люк Меланшон.
«Эй, глупый шпион! Я не русский бот. Это всего лишь я, Меланшон, пишу в Twitter против тебя. Если тебе нужно навесить на меня ярлык, чтобы об этом вспомнить, значит, ты ещё глупее, чем кажешься», — написал французский политик в своём аккаунте в социальной сети.
Оппонент Меланшона и лидер Национального объединения (в прошлом Национальный фронт) Марин Ле Пен на появление своего официального аккаунта в списке юзеров, связанных с Россией, отреагировала более сдержанно. «Наклеивание ярлыков, цензура, манипулирование информацией, шпионаж… Дивный новый мир!» — написала Ле Пен.
В список попала и корреспондент RT Шарлотта Дубенски, которая освещала многие события во Франции.
Помимо политиков и журналистов, в этом перечне оказались и рядовые пользователи Twitter. В их поддержку во франкоязычном сегменте социальной сети начали распространять хештег #FichagePolitique («политическая картотека»).
Некоторые даже изменили свои никнеймы на номера, под которыми обнаружили себя в перечне брюссельского НПО. Например, пользователь @Ros_Jo21 стал ‘Russian bot n° 21705. Другие стали использовать кириллицу в названиях своих аккаунтов или записях.
Национальная комиссия по информационным технологиям и свободам Франции зафиксировала многочисленные жалобы французских граждан на действия EU DisinfoLab.
После того как скандал вокруг «русских ботов» разгорелся не на шутку, инициировавшая его брюссельская фирма предприняла попытку оправдаться. Так, в интервью RT Александр Алафилипп, исполнительный директор НПО EU DisinfoLab, сообщил, что поиски признаков «российского вмешательства» в скандальное дело Александра Беналля не были целью их исследования.
- Эммануэль Макрон и Александр Беналля
- Reuters
- © Stephane Mahe/Pool
«Мы ничего подобного не утверждали. Из-за того, что парламентарии или официальный представитель правительства тут же воспользовались нашим докладом в политических целях, начался ажиотаж, к которому мы вовсе не стремились», — заявил он.
Впрочем, 2 августа в Twitter EU DisinfoLab утверждалось обратное: компания обвиняла в раскручивании дела Беналля то «российские», то «пророссийские» аккаунты.
Это не первый случай, когда EU DisinfoLab пытается найти «русский след» в активности французского сегмента Twitter.
В 2017 году, исследуя высказывания в адрес кандидата в президенты Франции Эммануэля Макрона, агентство даже ввело в оборот термин «русская экосистема», описывающий пользователей соцсетей, которые распространяют новости RT и Sputnik.
«То, что происходит во Франции, напоминает очередную антиутопию в духе Оруэлла, — отметила в интервью RT эксперт Центра геополитических экспертиз Дарья Платонова. — Всех, кто не согласен с доминирующим либерально-тоталитарным строем, записывают во враги. Так, в список «русских ботов» внесли как Марин Ле Пен, так и Меланшона, хотя Ле Пен критикует правительство с правых позиций, а Меланшон — с левых».
Лайк и ретвит
При этом отмечается, что исследование EU DisinfoLab было проведено на деньги Twitter.
«Вслед за манипуляциями, которые были обнаружены в ходе американской предвыборной кампании 2016 года, в том числе сопряжёнными с покупкой рекламы со стороны Russia Today и Sputnik, Twitter взял на себя обязательство 26 октября 2017 года передать $1,9 млн в пользу организаций, занимающихся борьбой с дезинформацией. В рамках этого шага EU DisinfoLab получила в январе 2018 года $125 тысяч», — говорится в докладе брюссельского агентства.
В октябре 2017 года Twitter действительно заявил, что на основании сообщений спецслужб США о «вмешательстве России» в американские выборы в 2016 году компания решила потратить на борьбу с «дезинформацией» $1,9 млн — это соразмерно той сумме, которую ранее соцсеть заработала на рекламе RT и Sputnik. Речь идёт о деньгах, потраченных телеканалом с 2011 года на рекламу, которая практически не затрагивала тему выборов.
Сложившуюся ситуацию прокомментировала главный редактор RT Маргарита Симоньян.
«Купила попкорн и жду, когда все эти EU Desinfo заявятся к нам офис с конвертиком и просто потребуют выдать им, сколько не жалко, на борьбу с нами и публикацию вот таких вот списков», — отметила Симоньян.
Ещё один источник финансирования брюссельской структуры, озадаченной поиском следов влияния России в соцсетях, — фонд «Открытое общество» Джорджа Сороса.
- Джордж Сорос
- Reuters
- © Jonathan Ernst
В рамках проекта, запущенного командой EU DisinfoLab в сентябре 2017 года, брюссельская компания получила $25 тыс. для наблюдения за случаями дезинформации в ходе парламентской предвыборной кампании в Италии в марте 2018 года.
Отчёт об этом исследовании доступен на сайте EU DisinfoLab. В нём подчёркивается, что в основе методологии исследования лежит поиск «русской экосистемы», которая должна быть связана с распространением дезинформации.
Против монополии
Как отметил в интервью RT политолог Александр Асафов, источники финансирования исследования EU DisinfoLab напрямую свидетельствуют о его истинной цели — стремлении осложнить отношения Парижа и Москвы.
«Транснациональные центры силы и Вашингтон выступают против того, чтобы с Россией сотрудничали такие страны, как Франция, — заявил в беседе с RT Асафов. — Поэтому и предпринимается попытка повлиять на Макрона, появляются сообщения, что якобы за скандалом с его охранником стоит Россия. Сам жанр расследований, основанных на домыслах, стал инструментом информационной войны».
Дарья Платонова при этом выразила удивление, что идеологи «Открытого общества» так болезненно воспринимают критику.
«Удивительно, что идеологи «Открытого общества» так нетерпимы к тем, кто их критикует, — отмечает Платонова. — Хотя уже создатель этого термина, философ Карл Поппер, написав книгу «Открытое общество и его враги», поделил человечество на две половины: тех, кто за глобальный либеральный проект, и тех, кто против».
Политолог сравнила создание списков «русофилов» во Франции на деньги Twitter c действиями техногигантов Facebook, Apple, YouTube и Spotify, удаливших 6 августа аккаунты, связанные с американским режиссёром-документалистом и ведущим Алексом Джонсом.
На следующий день Twitter уничтожил аккаунты нескольких лидеров либертарианского движения в Соединённых Штатах, включая страницу Дэна Макадамса — исполнительного директора Института Рона Пола.
9 августа на один день была приостановлена работа страницы в Facebook поддерживающего руководство Венесуэлы сайта Venezuelanalysis.
«Всё это напоминает волну репрессий», — отмечает Платонова.
По её мнению, не случайно, что противников существующего в странах Запада политического курса относят к «русофилам».
С одной стороны, на них стараются распространить негативный эффект от демонизации России. С другой — это свидетельствует о том, что нашу страну рассматривают как противника тоталитарного единомыслия западных обществ.
«Россия — это страна, которая выступает за многополярность, а значит, не признаёт претензий либералов и глобалистов на монополизацию истины», — подчёркивает Дарья Платонова.
По мнению экспертов, именно поэтому RT и Sputnik становятся объектами бесконечных расследований в США и странах Европы о «российском вмешательстве».
«На Западе пытаются всячески расстроить работу альтернативных источников информации, к которым в том числе относится и RT, — отметил в интервью RT заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Никита Данюк. — Ведь до недавнего времени Запад обладал абсолютной информационной монополией, но RT быстро завоевал популярность, особенно среди интернет-пользователей».