Замена отечественных двигателей РД-180 в рамках американского ракетного проекта Atlas V попросту не возможна – считает руководитель Института космической политики Иван Моисеев.
США не пойдут на замену двигателей РД-180
Дело в том, что директор NASA Джим Брайденстайн заявил, что американские разработчики продолжают трудиться над тем, чтобы создать альтернативу российским двигателям РД-180, которые используются в ракетах Atlas V.
При этом, Брайденстайн не назвал сроков завершения этих работ, что позволяет нам говорить о том, что данное заявление является формальным, а в реальности NASA не рассчитывает на то, что двигатели РД-180 будут заменены на местные аналоги в рамках проекта Atlas V.
Во-первых, этому соответствует другое заявление Брайденстайна о том, что, несмотря на ухудшение отношений между Россией и США, NASA способна поддерживать собственные контакты с российскими контрагентами на прежнем уровне. Во-вторых, ракета Atlas V заточена на двигатели РД-180, а их замена на любой другой аналог потребует очень серьезной технологической проверки.
Естественно, на это в США никто не пойдет, не говоря уже о том, что двигатели РД-180 банально дешевле любой аналогичной продукции американского производства, поэтому NASA продолжит дожидаться замены ракеты Atlas V, как таковой.
Ракета Atlas V продолжает оставаться базовой для NASA
twitter.com / @SpaceflightNow
Американцы не смогли выполнить задание Пентагона
Отметим, что тема РД-180 после событий 2014 года приобрела политизированный характер – в России часто раздаются возгласы о том, что нужно разорвать данный контракт с США и не поставлять американцам эти ракетные двигатели. В США же Конгресс в 2014 году поручил отказаться от РД-180 к 2019 году и разработать двигатели собственного производства для ракет типа Atlas V.
Другой вопрос, что все эти телодвижения не привели к практическому результату, поскольку контракт на разработку и поставку двигателей РД-180 был подписан между Россией и США еще в 1997 года, вследствие чего, производить подобную замену не имеет смысла.
Кроме того, это накладывается на очевидные финансовые и технологические проблемы в США. Пентагон в 2016 году на этот счет заявлял, что он не обладает необходимой гибкостью для того, чтобы обеспечить резкую замену двигателей РД-180 на американские аналоги.
Еще нужно обратить внимание на материал The Wall Street Journal, где данное издание со ссылкой на свои источники в Пентагоне пришло к однозначному выводу, что замена РД-180 на американский аналог в принципе невозможна до 2025 года.
Пентагон поставил задачу замены Atlas V еще в 2014 году
wikipedia.org / Tech. Sgt. Andy Dunaway
Американцы будут дожидаться получения ракеты Vulcan
Гораздо перспективней здесь вариант замены Atlas V на ракету Vulcan, которая разрабатывается консорциумом ULA и которая должна появиться в опытном пользовании не ранее середины двадцатых годов. Для данной ракеты компания Blue Origin уже провела огневые испытания двигателя BE-4, но полное окончание данного проекта – дело крайне неопределенной временной перспективы.
«Замена РД-180 на американский аналог является, во-первых, очень дорогим и сложным мероприятием, а, во-вторых, ненужным – ракета Vulcan находится на выходе и очень скоро должна полететь в космос»,
- констатирует Моисеев.
Как замечает эксперт, первые летные испытания данной ракеты должны были состояться в следующем году, но сейчас эти сроки перенесены на 2021-22 годы, что, конечно, не завтра, но лишает смысла разработки прямого аналога двигателя РД-180, поэтому ракета Atlas-V долетает на отечественных двигателях, что подтверждает и недавнее подписание нового контракта.
«В 2020 году мы должны будем поставить в США еще шесть единиц РД-180, поэтому подобное сотрудничество здесь продолжится. И это неудивительно, поскольку данный двигатель во всех отношениях является хорошим»,
- заключает Моисеев.
Компания Blue Origin ведет разработку двигателя для ракеты Vulcan
twitter.com / @blueorigin
Контракт на РД-180 станет последним между Россией и США
По словам Ивана Михайловича, проблемой здесь является то обстоятельство, что власти США сочли двигатель РД-180 ненадежным в силу известной геополитической ситуации. При этом, если бы здесь действительно существовала какая-то нерешаемая проблема, то США смогли бы решить этот вопрос, пусть и со значительными издержками, поэтому сотрудничество в этом вопросе продолжается.
«Кстати говоря, здесь можно вспомнить и контракт между Россией и бывшей Orbital Sciences на разработку двигателя, который будет в два раза меньше по мощности РД-180. При этом, такие двигатели слетали только три раза, и у них нет на сегодня четкой перспективы для дальнейшего использования, поэтому это была единичная поставка»,
- резюмирует Моисеев.
Все это свидетельствует о том, что после окончания сотрудничества по РД-180 Россия и США вряд ли будут иметь какой-либо контракт подобного рода по космической тематике. И это логично, поскольку наши страны продолжают расходиться, и вообще нет и не предвидится в будущем таких американских ракет, для которых подошли бы российские двигатели типа РД-180.
На практике Россия не отказывается от контракта на РД-180, поскольку это является движителем развития и финансирования НПО «Энергомаш», которые получают от США примерно 300 млн долларов каждый год на изготовление подобных двигателей.
Контракт по РД-180 финансирует деятельность НПО «Энергомаш» на 68 процентов
npoenergomash.ru / Пресс-служба НПО «Энергомаш»
«Эти средства составляют 68 процентов бюджет НПО «Энергомаш», а это предприятие является для России стратегическим, поэтому нам нужно искать варианты для дальнейшего финансирования данной структуры»,
- констатирует Моисеев.
Впрочем, это нам предстоит не скоро, а только через определенное количество лет.
фото: npoenergomash.ru / Пресс-служба НПО «Энергомаш»
Дмитрий Сикорский