Украинцы все чаще становятся жертвами разводов при трудоустройстве за рубежом. С введением безвиза многие рванули на заработки в Европу без оформления документов. Или получив польскую рабочую визу, но при этом рассчитывая работать в Западной Европе — Германии, Норвегии, Финляндии и так далее.
Эксперты предупреждают — это две главные ошибки. Но именно на этом сейчас наживаются так называемые посредники. Также «дешевых» рабочих используют мошенники, которые буквально создают трудовые лагеря на территории Европы, где украинцы живут в нечеловеческих условиях. «Обозреватель» разбирался в схемах обмана трудовых мигрантов (далее — заробитчане).
Обман с визой
Одна из главных схем обмана — работа по польской рабочей визе в странах западной Европы. Или вовсе — лишь с биометрическим паспортом. Некоторым заробитчанам действительно везет, и они умудряются трудиться так некоторое время. Но чаще всего это грозит депортацией.
«Я нашла посредника, который заверил, что достаточно оформить рабочую визу в Польше, а на самом деле работать поедем в Норвегию. Говорил, никто вас не тронет, дадим документ, что вы тут в командировке. Поначалу все шло хорошо. Работали мы на рыбном производстве в Норвегии. Но однажды в компанию нагрянула проверка и нас, 17 человек, задержали. В результате нас депортировали из страны, запретили въезд. И теперь мы вынуждены сидеть дома», — жалуется Соломия Бевз с Ивано-Франковщины.
«Мы поехали на работу в Чехию, в Брно. Посредники, наши же соотечественники, уверяли нас, что достаточно биометрического паспорта. Мол, на месте уже продлим визу, и все будет хорошо, будете работать тут два года. Взяли с нас по 5 тысяч гривен за услуги по продлению визы. Еще взяли деньги за медицинскую страховку, которую так и не выдали на руки. Естественно, мы поработали три месяца, никто нам ничего не продлил, никаких рабочих виз не дал. И мы вынуждены были уехать, даже без денег за последний месяц», — рассказала нам Кристина Тищенко со Львовщины.
Вместо шоколадной фабрики — мясокомбинат
Также посредники часто обманывают с условиями труда. Обещают золотые горы, легкую непыльную работу по 8 часов с выходными, бесплатное жилье. Но на месте все оказывается не так.
«Я с женой и ее мамой поехал на работу в Чехию. Нашли посредников в Николаеве. За оформление документов и визы с каждого из нас взяли по 10 тысяч гривен. Сначала была вакансия на упаковку. Потом, пока делали документы, нам предложили вакансию „шлифовка замков“. Уже в Праге оказалось, что это адский труд, а на упаковку нет уже мест. Мы попросили устроить нас на шоколадную фабрику, эта вакансия тоже была указана на сайте агентства. Над нами посмеялись, мол, поблизости шоколадных заводов-то нет, не верьте всему, что написано на сайте. В результате пошли на мясокомбинат», — описал свои приключения житель Харьковской области Андрей Нерудный.
А Борис Сергеевич с Полтавской области поехал работать строителем в Хорватию. Посредник из Ужгорода обещал им за работу по 10 евро в час, жилье в комнате по четыре человека. «Посчитали, должны были зарабатывать по 40 тысяч гривен. Но на месте оказалось, что за час платят 5-6 евро, да и столько рабочих часов для нас не нашли. Так что в лучшем случае получим 25-27 тысяч гривен. Живем в хостеле по 10 человек в комнате, да еще с клопами. Так что верить в обещания нельзя», — сообщил нам мужчина.
Трудовые лагеря
Правда, порой обещания посредников настолько не совпадают с реальностью, что украинцы оказываются в самых настоящих трудовых лагерях, где у них отбирают документы, а если надумаешь жаловаться или уедешь, то угрожают расправой.
Так, в Польше больше двух лет действовала группа, которая буквально привозила украинцев в трудовое рабство. Как писала польская пресса, группа контролировала незаконный бизнес нескольких строительных компаний. У заробитчан отбирали паспорта, селили их по 11-12 человек в комнате в общежитии в районе Вроцлава. Штрафовали буквально за все. Даже если человек не ответил на звонок «босса», вычитали из зарплаты 1500 злотых. Говорили людям, что они взяли кредит на квартиру, форму. А если человек собирался уехать, то ему угрожали, что вывезут в лес.
Также два поляка (один из них — бывший украинец) нанимали жителей Украины и Белоруссии на работу в кафе и рестораны. Обещали многое, но когда люди оказывались в Варшаве, у них отбирали паспорта и заставляли работать по 350 часов в месяц. При этом задерживали зарплату и штрафовали, а некоторых заставляли писать долговые расписки. Одной сотруднице за непослушание поляк даже порезал руку.
Украинка Оксана поехала работать в Польшу на тысячу долларов в месяц. Вместо этого оказалась в трудовом лагере, где у нее отобрали не только паспорт, но и телефон. К ним относились как к животным, а есть давали какие-то отходы. Ей удалось сбежать, она обратилась в полицию. Однако отыскать точное место, где их содержали, не удалось. А затем ей в личку в соцсети пришло предупреждение от посредника, который пообещал разрезать на куски ее детей, если она пожалуется в полицию. Сейчас все эти дела расследуют польские правоохранители.
«К сожалению, за последний год отношение в Польше к украинцам стало хуже. К нам обращалась супружеская пара, которая работала там на производстве, находиться они должны были в холодильной камере. Сначала все шло хорошо, выдавали им теплые курточки, перчатки, угощали бесплатным кофе и чаем. А потом все изменилось — деньги за перчатки и куртки стали вычитать из зарплаты, чай, кофе и обед — за свой счет. Мужу и жене пришлось сначала жить отдельно. Потом они сняли квартиру и одну зарплату отдавали за аренду. В результате люди вернулись в Украину и нашли тут работу», — рассказала Ольга Швед, координатор проекта по предотвращению торговлей людьми общественной организации «Ла Страда Украина».
Кстати, подобные трудовые лагеря существуют и в Чехии. В «Ла Страда Украина» рассказывают, что к ним обратилась 20-летняя украинка Анна. Она поехала на работу в Чехию, чтобы заработать на обучение. Нашла посредника, который пообещал официальное трудоустройство. Анна заплатила деньги. Правда, после этого посредник уточнил, что контракт, который она подписала, нужен был только для оформления документов. А по приезде в Чехию ей предложат другую вакансию.
В результате работать ей пришлось в поле. Рабочий день длился с 7 утра до 9 вечера, а дорога домой занимала два часа. Им не выдавали ни перчатки, ни маску, а работать приходилось с химикатами. Покупать еду разрешали раз в неделю, и только бутерброды, потому что времени на приготовление пищи не оставалось. За две недели Анна заработала 450 евро, которые ей полностью не выдали. Воспользовавшись выходным, Анна с еще одним украинцем сбежали. Им повезло, что они не отдали свои паспорта хозяевам, поэтому удалось вернуться домой.
Десять раз проверьте
Руководитель компании «Открытая Испания» Александр Куринский предупреждает — не стоит ехать в Западную Европу по польской визе. «Часто люди удивляются, почему они приехали в Испанию с польской рабочей визой и не могут устроиться на работу? Это незаконно. По этой визе в Испании вы можете работать не более трех дней как командировочный. Конечно, если вас на улице остановит полиция, то они вам ничего не сделают. Но официально на работу тут вас никто не возьмет. Сами работодатели этого опасаются, потому что им грозят огромные штрафы», — говорит Куринский.
Кстати, интересный момент — если испанский предприниматель решится взять на работу нелегала и не доплатит ему деньги, то нелегал может обратиться к властям. И испанца накажут за то, что он взял на работу нелегального сотрудника, а также заставят выплатить всю заработную плату. По словам Куринского, в Испании есть юристы, которые специализируются именно на таких делах.
Об этом же говорит и HR-эксперт Татьяна Пашкина: «Когда отправляют людей по польской рабочей визе в Чехию или Германию, то это мошенничество. Посредники с той стороны говорят, что за такое вас могут легко депортировать».
Пашкина подтверждает, что часто у заробитчан отнимают паспорта, им не доплачивают деньги или выплачивают совсем не то, что обещали, а работать приходится по 12-16 часов вместо 8. «Чем больше у вас на руках будет разных договоров и документов, подтверждающих условия труда и проживания, тем лучше — это ваша защита. Лучше, если зарплату будут платить на карточку. Правда, это не везде возможно. Например, в Чехии банковские карточки открывают очень долго», — говорит Пашкина.
Также Александр Куринский советует не верить, если вам предлагают поехать в Польшу, и документы на работу, мол, получите там, на месте: «Вы легко можете оказаться жертвой мошенников, и в Польше, кроме биометрического паспорта, у вас ничего не будет».
Александр Куринский советует, прежде чем обращаться в агентство-посредник, десять раз его перепроверить. «Просто открываете гугл и начинаете проверять отзывы о компании, есть ли негативные. Если вам предлагают работу на конкретном предприятии, то обязательно проверьте — существует ли оно в этой стране. У предприятия должен быть сайт, если владеете языком или можете попросить переводчика, то позвоните на предприятие и уточните — требуются ли им такие специалисты», — говорит Куринский.
Также он не советует доверять посредникам, у которых в арсенале только страничка в ВКонтакте или в Фейсбуке. Лучше прийти в офис, посмотреть, что он из себя представляет. «Обязательно почитайте договор перед подписанием. Что в нем обещают — оказать вам лишь консультационные услуги по трудоустройству или обещают именно трудоустроить за границей», — говорит Куринский.
Пашкина добавляет, что проверять агентства нужно у двух-трех независимых источников. «Позвоните в разные агентства, позадавайте любые вопросы. Если посредники несут ответственность за работников, то они вам расскажут все плюсы и минусы работы в этой стране».
Ольга Швед из «Ла Страды» предупреждает, чтобы украинцы в любом случае брали с собой копию загранпаспорта. «Когда вы уезжаете, оставьте координаты посредника родным. Также договоритесь о кодовом слове, которое вы сможете произнести по телефону, если окажетесь в сложной ситуации. Тогда родные будут знать, что с вами что-то случилось. Когда вы пересекаете границу, то на телефон приходит СМС с телефонами консульства, сохраните контакты на всякий случай. И не бойтесь обращаться в общественные организации и в консульства. Сейчас они помогают украинцам. А не так как раньше могли сказать, что они закрыты до утра и не могут помочь», — говорит Швед.