6 августа министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян в интервью украинскому телеканалу "1+1" на вопрос зрителя о том, не собираются ли увеличить количество поездов на московском направлении, ответил: «Мы рассматриваем сейчас вариант закрытия железнодорожного сообщения с Москвой». Ранее министр уже выступал с подобными заявлениями.
Позже в тот же день министр пояснил, что речь пока идёт только о пассажирском железнодорожном сообщении. На уровне его министерства такое решение уже обсудили, и сейчас собираются вынести его на уровень правительства или Совета национальной безопасности и обороны Украины, чтобы принять решение уже «на государственном уровне». Говоря о грузовом сообщении, министр высказался в том смысле, что тоже хотелось бы, да и доходы «Укрзализьныци» его не волнуют, но проблема в том, что перевозки грузов регулируются правилами ВТО.
На следующий день инициативу подхватил первый заместитель постпреда президента Украины в Крыму (который не в Крыму) Изет Гданов. Он заявил, что нужно прервать не только железнодорожное, но и автобусное сообщение с «агрессором».
При этом по данным «Укрзализныци» (Украинской железной дороги) три маршрута в Россию попадают в пятёрку самых прибыльных. Так за прошлый год поезд Киев - Москва принес 5,8 млн долларов, Одесса -Москва - 3,7 млн, а Киев - Санкт-Петербург - 0,8 млн.
Что касается автобусного сообщения, там доходность оценить сложно, так как перевозками занимаются множество частников, многие из которых имеют только один автобус или микроавтобус, и отчитываются о прибылях очень условно. Но раз ездят – значит выгодно. Решение киевских политиканов лишит этих людей куска хлеба.
Товарооборот России с Украиной, значительная часть которого обслуживается железнодорожными перевозками, за январь-май этого года вырос на треть по сравнению с прошлым годом в годовом исчислении, а в прошлом году он вырос на треть за год. Конечно, это компенсационный рост, которому ещё очень далеко до показателя 2011 года, когда объём торговли Украины с Россией начал «сыпаться» (заметьте, ещё до «майдана»). Но рост показывает, что несмотря на политические игрища, украинская экономика нуждается в торговле с Российской Федерацией. Но – нет. Политика прежде всего.
Член комитета по обороне и безопасности Совета Федерации РФ Франц Клинцевич так прокомментировал высказывания Омеляна: «Прекращение железнодорожного сообщения с Россией - очередной дешевый блеф, когда за сильного козыря, не имея такового в наличии, пытаются выдать простую шестерку».
Насчёт шестёрки вместо сильного козыря – соглашусь. Киевский режим не решается на серьёзные действия против России. С начала года различные обозреватели предрекали скорое наступление на Донбассе, и чуть ли не нападение на Крым. Но дело ограничилось только захватом российского сейнера. По-видимому, президент Порошенко осознаёт, как дорого могут ему обойтись такие действия.
И всё же, что-то надо делать. Украина всегда была «антироссией», но сегодня эта её ипостась – всё её содержание. Нужно больше ада. А то западные друзья то забывают о ней, то начинают замечать, что в стране не всё в порядке, в частности, с коррупцией.
Поэтому не соглашусь, что «блеф». Возможность прекращения пассажирского сообщения Украины с Россией – реальна. Возможно, так кто-то задумал, а молодой министр только озвучил. А возможно и нет, - министр в вышиванке просто решил показать свой неуёмный патриотизм. Его уже поддержали, а значит, может образоваться цепная реакция одобрительных голосов, идти против которых никто не решится. И, несмотря ни на какие экономические соображения, предлагаемые меры будут одобрены.
Если присмотреться, похожую тенденцию можно заметить не только на Украине, но и на всём постсоветском пространстве. Правда, в большинстве случаев пока ещё в более мягкой форме. Логика, что экономическая выгода преодолеет политические «понты» - наивна. «Незалежные» политиканы не остановятся ни перед какими экономическими потерями, если речь идёт о «понятиях», на которых держится их власть.