Вчера премьер-министр Армении Никол Пашинян анонсировал митинг 17 августа, на котором он планирует отчитаться за первые 100 дней нового правительства. Но первые итоги можно подвести уже сейчас. Главное - многократно увеличилась непредсказуемость, как внутренней, так и внешней политики страны.
1. Статус правительства - временный. Насколько временный - непонятно. До сих пор не озвучен дедлайн досрочных выборов Национального собрания, кроме туманных намеков на то, что они должны пройти в течение года. В кабинете министров явный дефицит профессионалов.
2. В парламенте у Пашиняна меньшинство - всего 9 голосов. Есть поддержка ситуативных попутчиков в виде блока Гагика Царукяна (31 голос) и дашнаков (7 голосов). У его главных оппонентов, республиканцев, осталось 50 мандатов. РПА под давлением улицы проголосовала за Пашиняна как премьера, но ее лояльность далее не гарантирована. По сути парламент не функционален.
3. Мэр Еревана Тарон Маргарян (РПА) ушел в отставку. Предстоят досрочные выборы в Совет старейшин (в Армении столичного руководителя выбирает законодательное собрание). В итоге городская власть (а в Ереване живет треть всего населения страны) также в подвешенном состоянии. От партии Пашиняна «Гражданский договор» на пост мэра претендует Айк Марутян, актер-комик.
4. Новая власть разрушает преемственность. Знаковым шагом стало решение об аресте экс-президента Роберта Кочаряна и уголовном преследовании генсека ОДКБ Юрия Хачатурова. Это ведет к дальнейшей хаотизации. Дело Кочаряна - подчеркнуто политическое. Его обвиняют в нарушении Конституции и применении чрезвычайной силы во время событий 1 марта 2008 года. В этом процессе новая власть хочет символически осудить «эпоху». Но при этом в оборот запускаются опасные тезисы о «двадцатилетии нелегитимной власти», что в свою очередь вызывает аргументы и про нелегитимность Левона Тер-Петросяна. Выходит, что вся Армения после распада СССР не вполне легитимна.
5. Столь демонстративное стремление очистить политическую площадку от оппонентов и представителей прежней власти (та самая вендетта, которой Пашинян обещал избегать) раздражает Москву, имеющую наработанные годами связи с Ереваном. Ключевая проблема - не проамериканские симпатии команды Пашиняна, а нехватка профессионализма, понимания специфики взаимодействия с Россией, популизм и акцент на публичных формах (митинги, социальные сети). К решению социально-экономических проблем правительство по сути еще не приступало.
В Москве не готовы потакать публичным амбициям и завышенным ожиданиям новой команды.
6. Особый вопрос - карабахское урегулирование. Новая власть, не имея достаточной опоры внутри, пошла на обострение, ставя под сомнение переговорный процесс. Это разжигает в обществе милитаристские настроения (и без того значительные), вызывает однозначное неприятие Азербайджана и мягкое неодобрение посредников по Минской группе ОБСЕ. Они не критикуют Ереван открыто, но настаивают на продолжении переговоров. Пашинян стоит перед дилеммой имитации переговоров или их саботажа. Пока он предпочитает второе, что чревато эскалацией конфликта и переговорами на худших условиях.
Резюме: если вместо решения острых внутренних проблем и взвешенной внешней политики, новая власть Армении сосредоточится на преследовании своих оппонентов, «медовый месяц» Пашиняна с армянской общественностью рискует очень быстро закончиться. Поддержка внешних игроков, если не исчезнет, то серьезно ослабнет.