Источники утверждают, что американский удар по Ирану запланирован на август.
Мы живем в забавном мире, где очень сложно что-либо спрятать. Не успеет в пусковом контейнере на корабле, выполняющем реальную боевую задачу, загореться ракета, как почти тут же в интернете появляется множество фотографий инцидента. Видео боя американского спецназа в Африке всплыло в сети едва ли не сразу после его окончания.
Так что репортаж австралийского телеканала АВС уже не сильно удивляет. Тем более что геополитически Австралия остается страной маленькой, и от глобального меинстрима достаточно далекой. А подчеркнуть свою значимость хочется. Особенно в делах глобальных, составляющих основу текущей международной повестки. Как не воспользоваться столь удобным поводом, буквально прямо в руки идущим?
Как рассказали журналистам канала источники в правительстве, на так называемой Северной территории Австралии находится ключевой объект управления и наблюдения системы глобальной разведки "Пять глаз", объединяющей аналогичные структуры США, Великобритании, Австралии, Канады и Новой Зеландии. Ввиду секретности детали не раскрываются, но он "имеет отношение" к управлению сетью разведывательных спутников. Так вот они "могут быть использованы" для планирования готовящегося удара США по Ирану, как говорят источники, назначенному на август текущего года.
Судя по тональности статьи, авторам возможная причастность Австралии к "большому делу", безусловно, греет душу, но тут куда важнее совсем другое. Подготовка самых разных планов, включая совершенно невероятные, обычное дело любого генерального штаба. Так что факт планирования возможного удара США по Ирану, как сам по себе, никакого особого значения не имеет. Планы необходимы "на случай", который очень даже может и не наступить. Расклад серьезно меняет упоминание августа. Как минимум это значит, что условия для задействования плана приближаются к пороговым и военное командование США уже производит перепроверку значащих факторов на предмет выработки решения на открытие огня.
На первый взгляд, такая идея кажется глупой. По публичным планам Пентагона американская армия сейчас сконструирована исходя из способности вести одну локальную войну формата конфликта низкой интенсивности и не более двух ограниченных миротворческих операций патрульного характера. На что-либо большее у США нет резервов, а главное – личного состава. При теоретической численности вооруженных сил в 1,4 млн. (армия + флот + морская пехота + национальная гвардия + их мобилизационный резерв + структуры "армии выходного дня") фактически Пентагон располагает всего 420 тысячами "штыков", включая всех клерков и личных водителей в самом Пентагоне.
Численность непосредственно боевых подразделений не превышает 90 тыс. человек. Из которых, по меньшей мере, 60 тысяч уже задействованы в тех войнах, которые Вашингтон ведет сегодня. Только в одном Афганистане группировка экспедиционных сил насчитывает 8,5 тыс. человек. В Сирии, по разным источникам, от 3 до 7 тыс. В Центральной Африке - до 5 тыс. В Европе примерно 18 тыс.
Грубо говоря, на вторжение в Иран у Америки банально нет пехоты, а без нее ни о какой войне с решительными целями там говорить не приходится. Следовательно, из всех возможным, наиболее реальным выглядит "сирийский вариант" какого-то разового массированного ракетного налета.
Причем именно ракетного, без захода авиации в зону поражения иранской ПВО. Как бы в Белом доме ни хорохорились, но гарантировать себя от малейших случайностей они не могут. Риск успешного уничтожения иранцами американского самолета остается. В этом случае США оказываются в крайне затруднительном положении. Ресурсов начинать большую войну "чтобы наказать агрессора" нет, но и не начинать означает проявить слабость, что чревато как минимум отставкой действующей администрации. Возмущенная общественность ее просто на ленточки распустит. Тогда как ракет не жалко при любом итоге.
Плохо во всем этом следующее. Обычно мы привыкли считать высшее руководство государства людьми, прежде всего, здравомыслящими, потому от опрометчивых эмоций далекими. Слишком велика цена нежелательных случайных последствий. Однако нынешнее поведение сторон конфликта откровенно указывает на обратное.
Трамп лично, как, впрочем, и многие другие представители американской элиты, постоянно реагирует на происходящее скорее «по-пацански»: стремясь, прежде всего, подчеркнуть свое превосходство в крутости и силе. Кроме того, хозяин Белого дома решительно отказывает окружающим в праве отвечать на любые американские шаги. Ответная реакция не считается ответной и всегда трактуется как немотивированная агрессия, вынуждающая "добрую Америку" на, безусловно, только ответные шаги.
Например, угрожать Ирану санкциями и односторонне отказаться от ядерной сделки, так сказать, начали именно США, но при этом Трамп, на реакцию иранского руководства, в своем твите написал однозначно: «Никогда больше не смейте угрожать Соединенным Штатам или вас ждут такие последствия, какие мало кто испытывал за всю историю».
Это не только неадекватно реальности, такие формулировки прямо игнорируют поведенческую и политическую культуру Ближнего Востока, чем лишь стимулируют эскалацию жесткости в обмене репликами.
«Мы — нация мучеников, и мы пережили тяжелые времена. <…> Знай, что если случится война, она уничтожит все, чем ты владеешь» - сказал командующий элитным спецподразделением «Аль-Кудс» Корпуса стражей исламской революции (КСИР) генерал-майор Касем Сулеймани.
Кому-то может показаться, что обмен заявлениями служит лишь для внутреннего выпуска пара и ничем больше не грозит. Однако в действительности каждый подобный выпад, хоть и на очень чуть-чуть, но пододвигает стороны к неизбежности "наконец что-то сделать" просто под угрозой утраты лица перед собственными сторонниками.
Дело усложняется тем, что у лидеров Ирана время для продолжения только словесной перепалки еще есть, тогда как американский четырехлетний политический цикл Трампу его уже не оставляет. Особенно в его персональных внутриполитических условиях. Переизбраться на второй срок с репутацией парня, который всем угрожал, но всеми был послан, будет достаточно сложно. Тогда как даже откровенно провальная ракетная атака на Сирию в США по сей день преподносится как большая и однозначная победа в демонстрации несгибаемости американской военной мощи. Что является очень сильным соблазном попытаться повторить такой шаг с Ираном, в кризисе с которым США зашли в тупик.
Однако по уровню возможностей и степени политической воли Иран это совсем не Сирия. В случае ракетного налета традиционные для Ближнего Востока "пацанские понятия" не оставят ему выбора. А так как целями атаки окажутся, скорее всего, ключевые объекты, включая действующую АЭС в Бушере, то ущерб коснется еще и гражданского населения, а также заражения обширной территории, тем самым оправдывая в глазах Ирана любой вариант силового ответа по США. Абсолютно любой.
Вряд ли в Пентагоне сей момент не понимают, но вот в какой степени его учитывают – как раз и является главным фактором, от которого зависит запуск плана в исполнение. Хотелось бы надеяться на наличие там "у лиц, принимающих решение" достаточного уровня здравомыслия. Иначе, ладно теракты на территории США, это проблема США, но тогда Иран Ормузский пролив закроет точно, у него сейчас уже точно есть чем, а это уже более чем серьезная проблема для всей мировой экономики. Включая нашу.
Но поведение нынешнего арендатора Овального кабинета, а также его внутренние проблемы даже с собственной администрацией и спецслужбами, тем не менее, заставляют в этом здравомыслии серьезно сомневаться. А значит, попытку ракетного налета на Иран тоже исключать нельзя.
Специально для ИА REX
Рейтинг публикации:
|