На днях в интернете появилась хорошая обстоятельная статья, довольно подробно, а главное без истерики, рассматривающая текущее положение дел в Афганистане. Что важно, не только наших или только американских, а во всей стране в целом. Но ее главное достоинство заключается в инициативе задуматься о дальнейших перспективах развития событий не только в отдельно взятом Афганистане, но и всей Средней Азии в целом.
В особенности это касается России, народ которой в значительной степени не отошел от войны там 1979-1989 годов, хотя, как ни парадоксально, в целом ее стал уже забывать. Тем не менее, Афганистан продолжает восприниматься от нас очень далекими, потому нам явно ненужными задворками, которые нас интересовать должны разве что в чисто академическом смысле. И это мнение ошибочно. Как неверным является другое популярное мнение о том, что с 2001 года воюющие там американские войска делают это лишь для создания дополнительной угрозы "южному подбрюшью России".
В реальности дело обстоит одновременно и проще, и сложнее. Для Америки Афганистан оказался геополитической ловушкой. Оставим пока в стороне анализ истинности официальной версии произошедшего 11 сентября 2001 года. По официальной версии теракт осуществила Аль-Каида, глава которой, Усама Бен Ладен, на тот момент обосновался на территории Афганистана, власти которого в его выдаче отказали.
На тот момент в стране фактически полностью правили талибы, что автоматически занесло их в лагерь противников США, решивших во что бы то ни было найти и наказать "гада, посмевшего поднять руку на величие Америки". На тот момент Вашингтон считал себя непревзойденной военной силой, а его внутриполитический расклад явно нуждался "в небольшой победоносной войне", которую они и начали. Надо сказать, достаточно успешно.
7 октября 2001 года ВВС США наносят массированный удар крылатыми ракетами и, повторяя его несколько раз в течение месяца, полностью уничтожая ПВО и ВВС талибов, тем самым захватив небо. Все последующее время авиация НАТО там действовали практически безнаказанно. 9 ноября наступление начинает Северный альянс, нарастивший силы за счет американской военной и технической помощи. 13 ноября талибы сдают Кабул и отступают в южную провинцию Кундуз, которую, впрочем, к 25 ноября тоже теряют. У них остается единственный город Кандагар в котором движение Талибан изначально возникло.
25 ноября США высаживают в Афганистане первый крупный сухопутный, в тысячу штыков, контингент (до того там воевали лишь местные при поддержке отдельных немногочисленных подразделений ССО США) морской пехоты, которая к 7 декабря успешно взяла город штурмом. Хотя в некоторых местах, вроде комплекса Тора-Бора активные бои еще продолжались, в целом американские генералы собственно войну считали успешно выигранной.
Дальше месяц дипломаты придавали победе красивую форму современной западной демократии со всенародными выборами, по итогам которых месяцем позднее демократическим президентом Афганистана был избран Хамид Карзай. А потом началось типичное для американцев медленное, но неуклонное сползание в ад.
Как и много раз прежде, американская элита продемонстрировала абсолютное непонимание местной специфики. В ее представлении проблему страны предполагалось легко решить "правильным подбором кадров" и оказания помощи в обучении новой армии и новых полицейских структур. Западные инструкторы всем покажут "как надо правильно", и дальше система заработает сама. На переходный период США добились от ООН резолюции на развертывание в стране военной миссии НАТО (International Security Assistance Force, ISAF), в задачу которой входило поддержание "порядка" до момента окончания обучения местного контингента.
Все выглядело красиво, но полностью игнорировало тот факт, что Афганистан это не США или Европа с Россией, это даже не Средняя Азия, это самое что ни на есть классическое средневековье. Причем в его наиболее ранней фазе. Буржуазная модель демократического государства там не приживается, потому что для нее необходимо доминирование буржуазии в экономике и обществе, а ее в Афганистане просто нет по причине крайней скудности производимого прибавочного продукта. А ранний феодализм со стабильной государственной структурой несовместим в принципе. Как потому, что государство в нем есть лишь результат права сильного, так и по причине его восприятия лишь в виде источника личного дохода всеми, до рядового дехканина включительно.
Американские буржуазные попытки всем этим "управлять за деньги" о суровую афганскую реальность разбились напрочь. Когда "небольшой контингент экспедиционных сил" дорос до 100 тыс. солдат и офицеров, когда в операциях было задействовано уже два десятка (!) полноценных бригад, а побежденные было талибы начали постепенно отживать страну обратно, да еще там в вакууме власти появились отряды ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ), некоторые наиболее прозорливые руководители в Вашингтоне начали что-то подозревать.
Война потеряла смысл, потому что утратила цель. Демократию местные феодалы понимают лишь в виде возможности отжать себе больше личной власти, распоряжаться которой они предпочитают в привычных средневековых обычаях, ничем особо их не отличая от противника. Потому прошло 17 лет, а войне не видно конца и края. Местная армия по-прежнему остается небоеспособной, а полиция часто состоит просто из мародеров.
В результате, США начали искать возможность красиво из Афганистана уйти. На данный момент их контингент там сократился до 8,4 тыс. человек, вывести которых полностью пока мешает внутренняя политическая кухня в США. Без громкой и однозначной победы окончательный вывод войск будет истолкован только как поражение, что станет большим политическим минусом действующей администрации в борьбе с ее оппонентами.
Тем более что на протяжении последних пяти лет положение там внешне стабилизовалось и потери группировки относительно невелики, за 2017 год всего 14 убитых и 127 раненых. Неприятно, но совершенно далеко от критичного. Нация такой уровень переносит без буйства времен Вьетнама.
Однако на протяжении последнего года Талибан сильно активизировался и стал добиваться заметных успехов. До полного взятия страты ему еще далеко, но прогресс уже очевиден. В том числе ввиду критического развала насаждаемой США западной буржуазной модели государства. Плюс к тому успехи демонстрируют и "черные бармалеи", также расширяющие зону своего контроля.
Следовательно, уход американцев из страны становится лишь вопросом времени. Пусть не завтра, пусть лишь через 5-7 лет, но воевать впустую им там надоест. Особенно при условии неизбежного и резкого роста потерь. Нет, людей не жалко и деньги корпорациям приходят хорошие, но дело в том, что множество бесконечных войн начали отражаться на качестве и количестве желающих служить в американской армии, а это уже действительно серьезная проблема.
Стало быть, американцы из Афганистана уйдут, что ставит на повестку вопрос о решении "как жить потом". Он, конечно, далеко, но ведь и Сирия была еще дальше, однако террористы Халифата до Европы, до нашего Кавказа и даже Краснодарского края с Татарстаном дотягивались даже оттуда. Афганистан примерно вдвое ближе... Надеяться на стойкость республик Средней Азии особо не приходится. Их возможности ограничены. А значит, настало время задуматься о том, кого и как в Афганистане поддерживать дальше, и какие стратегические цели перед этой поддержкой ставить.
Вариантов, кстати, там два, "черные бармалеи" и талибы. Местные феодалы свою несостоятельность уже продемонстрировали. Получается так, что выбора по большому счету особо и нет, но работа предстоит трудная и долгая.