Украинские чиновники начали рассчитываться за провал с проектом по признанию т. н. киевского патриархата мировым православием. Порошенко уволил чиновника, отвечавшего в его администрации за продвижение данной идеи – и тем самым признал собственное фиаско. Что будет дальше предпринимать киевская власть ради углубления религиозного раскола на Украине?
В понедельник Петр Порошенко уволил замглавы своей администрации Ростислава Павленко. Снятие с поста одного из чиновников (пусть даже и высокопоставленного) вызвало нешуточный резонанс в аппарате украинского президента. Именно Павленко был «куратором идеи предоставления Украине церковной автокефалии», – напомнило киевское издание «Страна.ua». И именно с подачи Павленко президент Украины пообещал: еще до дня Крещения Руси (то есть до 28 июля) от Константинопольского патриарха Варфоломея будет получен так называемый томос – патриарший указ о даровании раскольнической украинской церкви статуса самостоятельной структуры. Якобы все договоренности с Константинополем на сей счет уже достигнуты.
«Павленко очень крупно подставил президента», – сказал изданию «Страна.ua» источник в администрации Порошенко. Как отмечала газета ВЗГЛЯД, обещание Порошенко оказалось пшиком. Никакого торжественного провозглашения «независимой церкви для независимой Украины» в прошлую пятницу не случилось. Патриарх Варфоломей отделался благим пожеланием: мол, пора закончить с церковным расколом на Украине.
Итак, вместо козыря, который можно было бы использовать на предстоящих через полгода президентских выборах, киевский лидер сел в лужу. После такого фиаско главный лоббист этого «предвыборного чудо-оружия» – Ростислав Павленко, на первый взгляд, не попал в опалу, и даже как будто пошел на повышение. Чиновник переведен на должность директора Национального института стратегических исследований. «Не думаю, что назначение Павленко – повышение. Национальный институт стратегических исследований обычно не играл никакой роли, тем более не был штабом, где готовилась политика государства. Замглавы администрации – значительно более влиятельная должность», – сказал газете ВЗГЛЯД директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.
В итоге Киев ни на йоту не продвинулся к цели, которая была намечена еще при Викторе Ющенко. Патриарх Варфоломей, которого Порошенко активно «обрабатывал» в Киеве на торжествах по случаю 1030-летия Крещения Руси, отделался общими фразами. Вместо очередного «окончательного прощания с Россией» Порошенко получил впечатляющую демонстрацию единства российских и украинских православных – в одном только Киеве, несмотря на противодействие властей, силовиков и радикалов, на крестный ход, проводимый под эгидой Московского патриархата, вышло не менее 250 тысяч человек. Крестный ход, организованный раскольниками – самопровозглашенным «Киевским патриархатом», оказался куда скромнее, что также не могли не учесть в окружении Варфоломея.
С точки зрения мирового православия на Украине, строго говоря, нет и раскола. Здесь действует каноническая Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), признанная всеми поместными церквами (включая Константинополь). Кроме того, существуют несколько самопровозглашенных и непризнанных группировок, самая крупная и активная из которых – уже упомянутый «Киевский патриархат». Как отмечают эксперты, план «патриотов Украины» (которым подыгрывает Порошенко) – собрать всех верующих под эту националистическую структуру, и создать на ее основе «Украинскую церковь» пробуксовывает. Так, например, в понедельник одна из наиболее древних и влиятельных поместных церквей – Александрийская православная церковь – также поддержала позицию РПЦ, касающуюся украинского вопроса.
Впрочем, было бы наивным считать, что после конфуза, пережитого Порошенко, и отставки Ростислава Павленко националистический проект «единой поместной церкви» будет закрыт.
«Они будут продолжать этот проект. Для Порошенко это вопрос политического выживания»,
– сказал газете ВЗГЛЯД протоиерей Андрей Новиков, бывший секретарь Одесской епархии, ныне настоятель храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах.
Схожего мнения придерживается и Михаил Погребинский. «Совсем несерьезно находить крайнего в лице замглавы администрации президента. Тема очень деликатная, она решается на очень высоком уровне, решения принимают очень влиятельные люди, а не просто молодой парень Ростислав Павленко», – отмечает политолог.
Собеседник заметил: в условиях, когда ни политическими, ни экономическими успехами правящий режим похвастаться не может, остается лишь идея, с которой Порошенко носится давно, пытаясь заработать очки у националистов.
«Думаю, что для Порошенко вопрос получения томоса останется важным – для демонстрации перед внешними спонсорами режима и перед радикалами, на которых он пытается опираться», – отмечает отец Андрей. Но, учитывая массовую поддержку УПЦ Московского патриархата, такая попытка властей силой переломить ситуацию чревата религиозным конфликтом, предостерегает священник.
Не следует ожидать, что Порошенко признает фиаско своего проекта. «Действительно, Павленко курировал данный вопрос в Константинополе и был на связи с Вселенским патриархом Варфоломеем и его «администрацией». Но самого томоса 28 июля никто и не ожидал, речь об этом не шла, – заявляет газете ВЗГЛЯД украинский политолог и политтехнолог Андрей Окара. – Тем не менее в общем-то нынешняя ситуация, которая сложилась вокруг томоса, в принципе удачна для тех, кто этим занимался».
Порошенко будет, работая на публику, «продолжать демонстрировать попытки» в духе своего заявления, которое он сделал в годовщину Крещения Руси: «Считаю крайне необходимым обрубить все щупальца, которыми внутри нашего государственного организма орудует страна-агрессор». Так что следует ожидать и новых жестов в поддержку «Киевского патриархата» и других раскольников, и новых обещаний окончательно договориться с Константинополем. Источник: vz.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикации 3
комментария 602
Рейтинг поста:
Это должно быть совместное решение всех поместных церквей. Что естественно никогда не будет, так как мы проголосуем "против", даже если все остальные будут "за".