Под шумок, на самом деле, речь идет о еще большем сокращении президентских полномочий Трампа.
На итоговой пресс-конференции с Владимиром Путиным в Хельсинки Дональд Трамп с сожалением отметил, как ему трудно спасать Америку при постоянном противодействии собственного Сената. И ведь как в воду глядел. Не успел домой вернуться, как оказался вынужден переобуваться в прыжке и срочно отказываться от собственных слов по чрезвычайно важному для внутренней американской политической повестки вопросу насчет российского вмешательства в президентские выборы в США.
Сейчас его там трактуют еще шире – как вмешательство в весь глобальный механизм американской демократии, составляющий одну из фундаментальных основ их государственности. Впрочем, отсутствие уверенного большинства в Сенате не только делает хозяина Белого дома полностью недоговороспособным, он фактически находится под постоянным огнем с Капитолия, в любой момент способным поразить что-нибудь важное.
Хорошим тому примером служит инициатива двух конгрессменов – республиканца Линдси Грэма и демократа Боба Менендеса – о подаче на рассмотрение законодательного органа страны общего двухпартийного законопроекта, направленного на повышение защиты США от «главного злыдня планеты» - путинской России. Внешне там все выглядит вполне пристойно и весьма патриотично. Россия - враг. Америка подвергается ее агрессии. Факты? Какие факты? Это и так все знают! Тут некогда болтать, нужно срочно спасать Родину!
С этой целью предлагается список из десяти пунктов "действенных мер", сводящихся в целом к банальному: введенные санкции нужно усилить еще больше. На первый взгляд, в нем нет ничего нового. Ужесточить меры по принятому в прошлом году в США закону CAATSA. Усилить антироссийское давление на энергетическом и финансовом рынках. То есть, стараться еще больше не позволять России кредитоваться западным капиталом и по возможности максимально широко пихать палки в колеса любым компаниям, вздумавшим сотрудничать с Россией в нефтегазовом секторе. В особенности, с проектом "Северный поток-2". Как водится, поиск уязвимых мест и битье по ним рекомендуется усилить против сотрудничающих с Кремлем российских олигархов.
В общем, все как всегда, включая борьбу со страшными русскими хакерами и ужасной русской пропагандой. Но есть и некоторое новое слово. Вместе со страшилками про гибридные войны сенаторы предлагают ввести санкции против российского суверенного госдолга.
Что именно под этим подразумевается – проект деталей не содержит, однако по аналогии с другими направлениями, можно предположить следующее. Так как с уже взятыми кредитами США сделать не в состоянии ничего, равно как не могут они противодействовать зарубежному размещению российских ГКО в целом (евробонды раскупаются довольно неплохо, впрочем, их немного, так как общий размер долга Россия успешно сокращает), то, судя по всему, создавать сложности предполагается самим держателям российских бумаг. Многие из них являются крупными частными международными финансовыми организациями, потому имеют уязвимые места в американской юрисдикции.
Так что, дамы и господа, это уже самая настоящая война. Разве что пока удерживаемая в чисто экономических рамках. Хотя, следует отметить, ведется она не только против России.
За громкой шумихой патриотичной инициативы по спасению страны, инициаторы законопроекта замаскировали и обходной маневр против собственного президента. Вряд ли кто из них сможет внятно объяснить, каким образом жизнь главному злыдню планеты осложнит идея введение обязательного одобрения сената на любой выход США из НАТО.
Фактически, под шумок спасения нации эти ребята пытаются официально ввести прямое ограничение на деятельность собственного президента, прямо покушаясь на его полномочия. Более того, тем самым они подрывают все усилия Трампа по выколачиванию из европейских союзников по Альянсу дополнительной дани для США. Ведь если Америка из НАТО все равно не уйдет, то зачем платить больше? Хотя, откровенно говоря, они не желают платить даже в случае развода. Но пока Трамп имел возможность публичного маневра, эти двое конгрессменов пытаются его ее лишить.
Теперь становится действительно интересно посмотреть, чем все закончится. Необходимость упреждающего блокирования инициативы для Трампа выглядит самоочевидной. Но о степени его реальных возможностей в Сенате нагляднее всего скажет результат. Если законопроект пройдет без пункта про НАТО и российский суверенный долг, или будет отвергнут Сенатом вовсе, у Трампа перспектива на второй срок есть. Если пункт про суверенный долг останется, то, как говорится, пятьдесят на пятьдесят. Если же прокатит и пункт про НАТО, значит, внутренние позиции Трампа в США существенно ослабли, и на второй срок переизбраться, вероятнее всего, уже не получится.
Понятное дело, перспектива не может зависеть только от одного, тем более столь косвенного, признака. Однако ее тенденцию в целом он сигнализирует наглядно. Ну, еще, конечно, подтверждает слова Трампа в Хельсинки о том, что Белый дом захватить удалось, а вот с Сенатом не вышло.
Специально для ИА REX