Был в Венгрии на небольшой конференции. Точнее, даже вел её. Скучно не было – тема интересная. «Можно ли быть независимыми в эпоху глобализации?» Это было аккурат в день, когда Сорос публично признался, что проиграл Венгрии в попытке втиснуть её в «открытое общество», то есть глобализировать. Сильно получилось. Страшный и великий «финансовый Гудвин» впервые спасовал перед маленькой, ранее абсолютно послушной и внешне управляемой страной. Притом, что он до сих пор успешно рулит такими немаленькими и внешне более ершистыми государственными образованиями, как, например, Украина.
Вот и пошел разговор о том, что делает страну более мускулистой, самостоятельной, защищенной от постороннего давления и чужих советов. Как я уже отметил, здесь размер не имеет значения. Географический размер. Но что тогда?
Я шел на встречу по набережной, мимо роскошного здания парламента, и подсказку заметил издали. Это был маленький скромный памятник великому философу Иштвану Бибо. (Я считаю его, наряду с Александром Зиновьевым, самым неординарным мыслителем прошлого века.) Подошел, положил, как обычно, у подножия монетку в пять форинтов. (В честь Бибо была как-то выпущена монета в пять тысяч с его словами о том, что кровь может быть пролита лишь за свободу и справедливость. И я каждый раз возвращаю тысячную часть номинации.) Так вот, философ мне своим видом: склоненным над книгой, своими очками, круглыми и старомодными, – подсказал, что лежит в основе независимости любой страны – не размер её территории, а размер ее смыслов.
Чтобы обладать независимостью, подлинной суверенностью, народу надо иметь нечто, что стоит сохранять, отстаивать, защищать. Уверен, что не может быть суверенной территория, пустая в духовном плане, скудная по набору мыслей, выпотрошенная морально и т. п., даже если на этой территории кто-то живет, жрет, торгует, интригует, сношается...
Все это не стоит защиты. За это ли кровь проливать? Поэтому я не представляю независимой, суверенной страны без тех же философов. Они – ловцы, дрессировщики, хранители смыслов. Их наличие уже само по себе свидетельство осмысленности того или иного государственного пространства. А любая осмысленность уже достойна защиты.
В Венгрии только за прошлый век возникло несколько философских школ мирового масштаба типа знаменитой Будапештской школы неомарксизма. В стране рождались и великие «левые», как Дьердь Лукач, и маститые «правые», как Акош Паулер. Здесь творил трогательный пантеист Эрвин Ласло...
И был Иштван Бибо. Вроде и не левый, и не правый, а просто пронзительно думающий и честно мыслящий книгочей. У него был выбор: либо он министр, который лелеет действующую власть, либо библиотекарь, который лелеет древние книги. Он выбрал второе. Но зато он создал самое емкое и короткое определение демократии: «Демократия – это когда ты не боишься». Не выборы, разделение властей, институты и процедуры, как утверждают современные глобализаторы, составляют суть желанного политического строя, а только отсутствие страха за жизнь, судьбу, будущее. Просто! Но эта простая формула и есть великий смысл. А у Бибо на каждой странице его волшебных текстов порой по несколько таких формул.
Но философия – это факультет рафинированных смыслов, мысль в чистом, часто стерильном виде. Там, где она сильна, эти смыслы неизбежно «обрастают мясом» в виде литературы, музыки, кинематографии, даже своеобычного быта. Поэтому о литературе Венгрии можно говорить часами. Поэтому здесь вспыхнула в свое время европейская киношная сверхзвезда Каталин Каради. Поэтому и гениальный музыкальный Барток, и великий опереточный шалун Имре Кальман...
На конференции была группа украинских топ-экспертов. Я спросил их, а вокруг чего строится украинская независимость? Какие великие смыслы созданы в последние десятилетия их философами, писателями, кинематографистами, музыкантами? «А вокруг тишина!» Ни одной фамилии, названия книги, фильма, пьесы, симфонии. Хотя что здесь странного? Президент Порошенко чуть ли не каждый день рассказывает с экрана про «фантастический кофе в Братиславе», про «фантастические круассаны в Париже». Для него вершина смыслов – это выпечка с повидлом. Но вот отчего-то не уверен я, что яблочное повидло может стать, пусть даже крохотным смыслом жизни целого народа и сущностной базой построения суверенности. Повидло ведь расползается. Хотя вокруг гамбургера создали же целую цивилизацию и звонко назвали ее глобализмом. Не знаю...
Забавно, что конференцию мы проводили в уютном ресторанчике на улице Маргит, где часто любил бывать сам Сорос, пока не потерял Венгрию. Говорят, он часами там сидел, приглашая венгерских гостей на чашечку кофе и бокальчик американского бурбона. А сейчас там были венгерские философы, которые пригласили нас, зарубежных гостей, на бокал дивного венгерского вина. Ну и на разговор, о том, как быть независимыми в этом агрессивном всепоглощающем и всеподчиняющем мире.
Р. Дервиш, Источник: alternatio.org.
Рейтинг публикации:
|