Цензура, сиречь надзор власти за массовой информацией, существует столько же, сколько существует и сама власть.
Формы, гм…, «цензурирования» порой бывали, ну, очень жесткие. В 25 году новой эры римский историк Авл Кремуций Корд был осужден судом императора Тиберия и заморен голодом. За что? Да за то, что высмеивал «тупость людей, которые считают, что сегодняшняя власть может уничтожить завтрашние воспоминания».
Императорский Рим пал. Но в цензуре мало что изменилось, разве что бутербродов не лишают. Лишают сразу работы или снимают штрафами последние штаны. Хотя, при особом желании или политической целесообразности, могут и за решетку сунуть, и несколько пуль вогнать.
Со времен императора Тиберия и Кремуция Корда цензура стала естественной частью истории человечества, как «старый, добрый насморк». Более чем пятисотлетняя (1529−1948) история ватиканского «Index Librorum Prohibitorum» (Индекс запрещенных книг) тому прекрасный пример. Не миновало этой участи и новое средство распространения информации — Интернет. С 2006 года международая неправительственная организация «Репортеры без границ» публикует список «Врагов Интенета», то есть тех стран, которые «отмечены не только за их способность подвергать цензуре новости и информацию в Интернете, но и за почти систематическое подавление ими интернет-пользователей». На 2014 год это были 19 откровенных «врагов» и 11 стран, находящихся под особым наблюдением «Репортеров». Вы будете смеяться, но в число «врагов» вошли такие иконы стиля западной демократии, как США и Великобритания. Хотя, будем честными, их упрекают в «мягкой цензуре»: ограничении информации в ответ или в ожидании таких событий, как выборы, протесты и беспорядки. Ну и, естественно, в таких областях, как авторские права, диффамация, преследование и непристойный материал.
Но это «мягкая цензура». Остальные «враги Интернета» — это вполне «конкретные» ребята, которые без церемоний запрещают информацию, доступ к сетевым ресурсам и даже сам Фейсбук: Куба, Северная Корея, Судан, Китай и прочие. И теперь в эту не очень приятную компанию затесалась Украина.
«Запретить и не пущать»
До недавнего времени Украина была относительно свободной Интернет-страной. И спорадические попытки «ограничить сеть» успеха не имели. Например, в сентябре 2009 года премьер Юлия Тимошенко поставила «вопрос о запретелюбым физическим и юридическим лицам размещать и использовать любую недобросовестную рекламу относительно деятельности Главы правительства». Но тогда критика осталась, а с премьерского поста слетела сама Юлия Владимировна (в марте 2010 года).
Но вот настали новые времена…
В мае 2017 года президент Петр Порошенко запретил украинским интернет-провайдерам предоставлять доступ к российским ресурсам «ВКонтакте», «Одноклассники», «Мейл.ру» и «Яндекс». Через год, в мае 2018-го было принято решение о блокировке 181-го российского сайта. Ну, это еще как-то можно понять: президент считает, что Украина и Россия находятся в состоянии войны. Поэтому: «Сабли наголо и вперед». Правда вызывает сомнение качество ума тех, кто готовили «черный список» сайтов. Потому что туда попали ресурсы, которые при всем желании «пропутинскими» назвать никак нельзя, например «иноСМИ.ру».
Но все это была та «лиха беда», которая «начало».
21 июня 2018 года наши «слуги» из Верховной Рады отдали 238 голосов за то, чтобы включить в порядок дня своих заседаний законопроект № 6688 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно противодействия угрозам национальной безопасности в информационной сфере». Основное пожелание законопроекта — чтобы любой украинский или зарубежный сайт мог быть блокирован не только решением суда или Совета национальной безопасности и обороны Украины, но и простым решением любого прокурора или даже (на 48 часов) обычного следователя СБУ.
Этот законопроект специалисты уже окрестили «Законом о цензуре», а наиболее бойкие из них — просто и со вкусом: «ВЫ ЧЕРТИ» (от имен инициаторов законопроекта Ивана ВИнника, Татьяны ЧЕРновил и Дмитрия ТЫмчука). Да какие там «черти»! Обычные плагиаторы, хотя и сообразительные. Поскольку, по сути, их законопроект это не более, чем развитие идей Юлии Тимошенко от 2009 года.
Зато новая мотивация закрытия сайта — это просто сказка! Основной «новацией» чертовского законопроекта является определение «технологического терроризма» как действий, направленных (в том числе) «на оказание воздействия на принятие решений или совершения или несовершения действий органами государственной власти или органами местного самоуправления, должностными лицами этих органов, объединениями граждан, юридическими лицами, или привлечение внимания общественности к определенным политическим, религиозным или иным взглядам виновного (террориста) «(орфография и пунктуация оригинала сохранена — А.Г.). Так предлагают дополнить статью первую Закона Украины «О борьбе с терроризмом».
Все, приехали! В случае принятия этого законопроекта любая критика тарифов ЖКХ, размеров пенсий, реформ «доктора Смерть», цены газа и прочих «Роттердамов плюс» становится уже не естественным вопросом народа к власти: «Вы что там, охренели?», а самым страшным преступлением современности — терроризмом. А поскольку тарифы, медицина и прочие забавы нынешней украинской власти не устраивают практически никого, то все население рассматривается как потенциальные «технологические террористы».
Можно, конечно, сказать: «Подумаешь! В США тоже цензура…». Но, панове, никто из «икон демократии» не цензурирует материалы (или доступ к материалам) критического характера, адресованные правительствам этих стран. В США сайт Breitbart News, вызывавший судороги гнева и негодования демократов и либералов, абсолютно спокойно пережил «демократические» времена Барака Обамы, а его председатель Стивен Беннон, собственно, и привел к власти «республиканскую» команду Дональда Трампа (как руководитель его избирательной кампании).
Нет смысла оценивать правовые и технологические аспекты предложенного законопроекта. Это уже сделали много раз и уже ясно, что такое обвинение в «терроризме» в независимом суде размажет по стенке студент-пятикурсник. Правда, ключевое слово здесь — «независимом», и это не про Украину. А блокировку сайтов пока еще не так сложно обойти, потому что на свете существует VPN, TOR, прокси-серверы и куча всего другого.
Пошарить по карманам
Законопроект «ВЫ ЧЕРТИ», конечно, малоисполним. Зато он открывает целое окно возможностей решения двух основных вопросов украинской демократии: выборы и деньги.
Накатывающие на страну парламентские и президентские выборы, вне зависимости от того, будут они досрочными или в срок, заставляют власть задуматься о контроле над Интернетом. Потому что уже признано, что последние выборы в «цивилизованном мире», от США Трампа до Италии Ди Майо выигрывала именно «всемирная паутина». И самый простой путь контроля над ней — это возможность в любой момент «отключить» оппозиционные или критические вэб-страницы. И эту возможность Винник, Черновол и Тымчук почтительнейше подносят к ногам ныне действующего президента. Так что если закон пройдет, ближайшие выборы будут «самые честные, прозрачные и с равными возможностями». Правда, господа 238 депутатов, проголосовавших 21 июня «за»?
Но кого из нас волнует транспарентность, когда на кону хорошие деньги? И уж в этой области «ВЫ ЧЕРТИ» порезвились как могли.
Законопроектом № 6688 предлагается дополнение в 39-ю статью Закона Украины «О телекоммуникациях»: «Субъекты хозяйствования, в том числе операторы, провайдеры телекоммуникаций, использующих международные каналы электросвязи, обязаны за собственные средства закупать и устанавливать технические средства, которые соответствуют техническим требованиям». А это уже, по подсчетам основателя и директора провайдера «НетАссист» Максима Тульева, полтора миллиарда долларов, вынутых из кармана украинского интернет-бизнеса.
Но это так, начало. В 75-ю статью Закона Украины «О телекоммуникациях» вносится новый, третий пункт, в соответствии с которым за невыполнение новых предписаний налагается штраф «в размере 1 процента от дохода, полученного предприятием от предоставления телекоммуникационных услуг за предыдущий календарный год». В случае повторного неисполнения — штраф в размере 5% годового дохода.
Конечно, мало кто из нас владеет собственными телекоммуникациями. Но не радуйтесь!
В «Кодексе Украины об административных правонарушениях», статья 145, предлагается трехкратное увеличение штрафа за «нарушение условий и правил, регламентирующих деятельность в сфере телекоммуникаций и пользования радиочастотным ресурсом Украины, предусмотренную лицензиями, разрешениями»: до трехсот необлагаемых налогом минимумов дохода на первый раз и до шестисот — при рецидиве.
В статье 148−2 этого Кодекса штраф «за нарушение правил осуществления деятельности в сфере телекоммуникаций» (читай — за технологический терроризм) увеличивается в шесть раз, до шестисот минимумов, а за «отказ в предоставлении информации» — в десять, до ста минимумов.
Причем — внимание! В этих случаях речь идет уже не только о предприятиях, но и о физических лицах-предпринимателях, чего не было в предыдущей версии Кодекса. Вот и все! Вот и добрались законодатели до наших с вами карманов… Ведь на конец прошлого года физических лиц-предпринимателей на Украине было зарегистрировано 1 773 445. И можно ли быть уверенным, что слово «предприниматель» не исчезнет в пучине ТАКОГО законотворчества? И тогда под возможностью штрафа за «технологический терроризм» может оказаться любой пост в любой социальной сети любого гражданина Украины.
Забавно, но в момент написания этих строк по «ящику» передавали о разглагольствованиях премьера Гройсмана в Копенгагене: что-то о развитии украинской демократии. Ну, что мне оставалось, как не вспомнить старика Бернарда Шоу: «Демократия — это воздушный шар, который висит у вас над головами и заставляет глазеть вверх, пока другие люди шарят у вас по карманам».
Но нам, гражданам Украины, не привыкать к «правительственной руке» в своем кармане. Здесь за державу обидно! Потому что даже самим фактом принятия к рассмотрению закона № 6688 Украина стремительным спуртом ворвалась в очень дурную компанию «врагов Интернета». Причем встанет там не плечом к плечу с Великобританией или США, а затеряется где-то между такими «светочами демократии», как Судан, Эфиопия, Сирия, Северная Корея или Туркменистан. До уровня Китая — даже мечтать не приходится: там «Золотым щитом» закрылись от «внешнего Интернета», но «внутри страны», а это 730 723 960 пользователей (по данным The World Factbook, ЦРУ), особых запретов на критику правительства нет. Поэтому не только «цивилизованный мир», но и даже «коммунистические китайцы» сейчас смогут оценить Украину (если искренне, а не дипломатически) одним словом: «ДИКАРИ!»
фото: twitter.com
Андрей Ганжа