Тегеран пообещал полностью закрыть Ормузский пролив для танкеров, Вашингтон ответил готовностью этого не допустить
На первый взгляд, история повторяется. Агентство Reuters опубликовало заявление заместителя командующего базы "Саралла" Корпуса стражей исламской революции Исмаила Коусари, выглядящее как ультиматум: в случае введения со стороны США каких-либо дополнительных антииранских санкций, Тегеран полностью закроет Ормузский пролив для транспортировки нефти.
Почти тут же последовала ответная реакция со стороны США. Представитель Центрального командования Вооружённых сил США капитан Билл Урбан заявил, что подобные действия Ирана будут расценены Вашингтоном как наглое пересечение красной черты, за которой американский флот решительно встанет на защиту международного судоходства.
В переводе с военно-дипломатического на понятный, все выглядит натуральным обменом "последними предупреждениями", за которыми действительно стоит война. Тем более что в 1984-1987 годах иранцы свою угрозу практически успешно реализовали. На протяжении более чем двух лет даже наличие военного конвоя иностранных флотов не гарантировало танкеры от нападения. Чаще всего ракетного. Правда, в абсолютном большинстве случаев ракеты успешно перехватывались ПВО ордера, да и случаев таких оказалось немного. Впрочем, два танкера серьезные повреждения таки получили. Зато корабли, следовавшие без охраны вне конвоев, а таких в первый год было достаточно много, подвергались атакам в каждом втором случае.
Тогда основным средством нападения являлись быстроходные маломерные катера КСИР, с которых по танкерам стреляли из всего, что только имелось на вооружении, от безоткатных гаубиц до противотанковых ракетных комплексов. Хотя в целом в ход шло все – ракеты «Гарпун», «Экзосет», «Си киллер», артиллерию 40- и 76-мм калибров, реактивные гранатометы и неуправляемые реактивные снаряды, включая подводные лодки и минирование акватории.
Дело осложнялось тем, что ширина Ормузского пролива в самом узком месте составляет всего порядка 50 километров и полна банок, нефтедобывающих платформ и прочих навигационных сложностей. Всего за 33 месяца "Танкерной войны" зафиксирована 451 атака (283 осуществлены ВМС Ирака, 168 - Ирана), в которых оказалось в разной степени повреждено 340 судов, в том числе, 3% затонуло.
Не сказать, что этим удалось обрушить мировой рынок нефти, однако когда через игольной ушко Ормуза проходит 20% мировой нефтедобычи и изрядная доля газа (в частности, сейчас еще и весь катарский СПГ), а это примерно 17-18 млн. баррелей в сутки, такое осложнение логистики сразу подстегнуло рост цен, а также прочих издержек, включая страховку.
Сегодня Иран располагает куда более обширным арсеналом. Флот ИРИ насчитывает 3 фрегата, 2 корвета, 20 ракетных и 20 торпедных катеров, 13 десантных кораблей, 28 вспомогательных судов, 3 подводные лодки, 22 самолёта и 15 вертолётов. Кроме него Тегеран имеет береговые мобильные комплексы ракет HY-2 Silkworm и YJ-2 (известной как C-802) обеспечивающие вероятность поражения цели до 75% на дальности до 175 километров. Фактически это китайская мобильная сухопутная версия американской ПКР "Гарпун", с элементами советской П-15. У ракеты YJ-2 дальность стрельбы выше — до 280 километров, а вес боезаряда до 225 килограммов.
Конечно, иранские ВВС и ВМС точно не в состоянии тягаться силами с 5-м флотом США, но и Вашингтон возможностями сухопутного вторжения в Иран не располагает. В первую очередь, даже минимально необходимым количеством пехоты. Да и встать стеной по фарватеру у 5-го Флота тоже не выйдет. Словом, пролив перекрывается легко и с гарантией. Пусть и не абсолютно полностью.
Так что, дело действительно идет к войне? Ведь США уже начали угрожать санкциями любой стране, которая проигнорирует американский запрет на покупку иранской нефти. Эксперты уже начали делать прогнозы, как высоко прыгнут нефтяные цены, сразу до 500 долларов за бочку или лишь до 350. Однако не торопимся с выводами, ибо дело обстоит совсем не так просто, как это пытаются сейчас показать западные СМИ.
И дело даже не в том, что из-за обмена выпадами офицеров среднего звена войны не начинают. А тут, с одной стороны, начальник базы в ранге что-то вроде полковника, с другой, так вообще капитан. И ультиматум Reuters цитирует не официальный, на то уполномоченного лица, а лишь транслирует слова офицера КСИР, сказанного местным журналистам на каком-то неофициальном "круглом столе, посвященном текущим внешнеполитическим проблемам".
В действительности все значительно проще. С американскими санкциями у Ирана никаких проблем в действительности нет вообще. Все его ключевые партнеры уже подтвердили свое игнорирование американского ультиматума, которые, тем более, только обещают ввести в ноябре. Если вообще введут. Следовательно, и перекрывать пролив Ирану решительно незачем.
Другое дело, США. Вашингтон оказался в ситуации, когда его угрозы начали игнорировать практически все. С той лишь разницей, что одни об этом как-то заявляют, а другие просто явочным порядком. Таким образом, война нужна сейчас не Ирану, она остро требуется США. Причем не в классическом варианте нападения, отражения, десантов и водружением флага над главным зданием столицы врага, а прежде всего ради самого процесса. Желательно - длительного.
Через Ормуз проходит не только 20% всего объема мировой нефти, почти весь этот объем потребляется в ЮВА, в подавляющем большинстве - в Индии, Пакистане и Китае. Тем самым американцы пытаются подставить Иран вляпаться в совершенно ненужную ему войну, автоматически выводящую ИРИ в противники почти всех своих экономических и политических партнеров, благодаря которым Иран сейчас и может достаточно спокойно смотреть на американские угрозы своему нефтяному экспорту. Не понимать столь простых вещей политическое руководство страны конечно же не может. Потому никаких официальных заявлений оно не делает. Даже ответных.
А вот информационное агентство Reuters жалко. До совсем недавнего времени оно считалось серьезным источником, безусловно, заслуживающим доверия. Эта публикация несет ему заметные репутационные потери. Хочется верить, что неосознанные. Каким-то образом журналистов Reuters, что называется, разыграли втемную. В противном случае становится совсем грустно. Что же касается ирано-американской войны, то ее не будет. Во всяком случае, не сейчас и не по этому поводу.