Как понимать присвоение российским полкам «украинских» наименований
В российских Вооруженных силах появились – точнее, были восстановлены – Львовский, Нежинский и Житомирско-Берлинский гвардейские полки. Эта новость вызвала бурную реакцию на Украине, и совершенно напрасно. Но и в России звучат опасения: означает ли такое решение президента, что Сухопутным войскам Генштаб отдает теперь приоритет перед, например, Воздушно-космическими силами?
Накануне стало известно, что президент Путин еще 30 июня подписал указы о присвоении почетных наименований 11 воинским формированиям в России. Так, 6-й танковый полк Российской армии отныне носит почетное наименование «гвардейский Львовский», 68-й танковый полк – «гвардейский Житомирско-Берлинский», 163-й танковый полк – «гвардейский Нежинский».
В указах отмечается, что наименования присвоены ради «сохранения славных воинских исторических традиций, воспитания военнослужащих в духе преданности Отечеству и верности воинскому долгу». Также учтено и то, что названия украинских городов включены в почетные наименования полков в память об участии частей в освобождении этих населенных пунктов в годы Великой Отечественной войны.
В частности, 68-й полк создан на базе 93-й отдельной танковой бригады, приказом Иосифа Сталина от 1 января 1944 года носившей наименование «Житомирская». После распада Советского Союза 68-й полк был расформирован. В 2017 году его воссоздали.
Кроме того, 381-му артиллерийскому полку Путин присвоил почетное наименование «гвардейский Варшавский», наименование «Верхнеднепровский» присвоено 933-му зенитному ракетному полку, 90-я танковая дивизия получила наименование «гвардейская Витебско-Новгородская», 102-й мотострелковый полк стал «Слонимско-Померанским».
Также 400-му самоходному артиллерийскому полку присвоено почетное наименование «Трансильванский», 856-му самоходному артиллерийскому полку – «гвардейский Кобринский», 150-й мотострелковой дивизии – «Идрицко-Берлинская», а 144-й мотострелковой дивизии – «гвардейская Ельнинская».
Мы наблюдаем продолжение процесса, начатого более пяти лет назад, когда Анатолия Сердюкова сменил Сергей Шойгу. Напомним, что в ходе военной реформы по Сердюкову были упразднены дивизии и полки (за исключением ВДВ и РВСН) и множество воинских частей, носивших почетные наименования, были расформированы. Основной армейской тактической единицей стала бригада. При Шойгу началось возвращение к прежней структуре. Показательно, что одними из первых были восстановлены «именные» дивизии – Таманская мотострелковая и Кантемировская танковая, существовавшие со времен Великой Отечественной войны.
Эта же логика присутствует в нынешнем решении президента. «Восстановлены исторические номера исторических соединений – 144-я, 150-я, 90-я дивизии. Им возвращены почетные наименования, которые были у этих подразделений и частей, которые были завоеваны в тяжелых сражениях Великой Отечественной», – сказал газете ВЗГЛЯД главный редактор журнала «Арсенал Отечества», полковник запаса Виктор Мураховский.
Стремление сохранить историческую преемственность ни у кого не вызывает вопросов. Однако возникли вопросы в контексте обсуждения современного состояния российской армии. При обсуждении в соцсетях отмечалось: среди 11 подразделений, удостоенных особого внимания главнокомандующего и руководства Минобороны, исключительно сухопутные части – артиллерийские, танковые, мотострелковые.
Высказывалось предположение, что мы имеем дело с проявлением того приоритета, который военное руководство придает «сухопутчикам», отводя им особую роль в возможных будущих конфликтах. Но правилен ли такой подход, учитывая, что, например, недавно в Сирии активнее всего проявили себя ВКС? Особое внимание президента и Генштаба к тем или иным родам и видам вооруженных сил говорит не только о приоритете их финансирования, но и о том, какое значение этим войскам генералитет придает в современной войне. Иначе говоря, что важнее сегодня в бою – авиация или танки?
«На Северном флоте существовал знаменитый 924-й гвардейский Киевский Краснознаменный ордена Суворова второй степени морской ракетоносный полк, – рассказал газете ВЗГЛЯД генерал ВВС РФ в запасе, пожелавший сохранить анонимность. – Что там сейчас? 40-й полк Дальней авиации. Кому и что говорит его название? Тот же самый аэродром, те же самые машины (Ту-22М3), переданные в свое время из 924-го полка, а название полка новое, обезличенное, лишенное истории. Как вы собираетесь воспитывать личный состав полка? На каких примерах? Когда 924-й полк был расформирован, на помойку выкинули 80 лет неимоверного труда многих тысяч людей, служивших в полку за это время. А 40-й полк не имеет даже своего музея, потому что в него просто нечего предоставить. А ведь воинские части живут традициями».
Почему же полку просто не оставили прежнее название? Судя по всему, дело в особой военной бюрократии и ведомственных интересах. «Как я слышал, остатки полка в то время передали из Морской авиации в Дальнюю. А у Дальней авиации – свои герои, поэтому и появился 40-й полк вместо 924-го. Который по своим заслугам равным 924-му никогда не станет», – говорит генерал.
Остается добавить, что такой же участи – расформированию и уничтожению – подверглись в постсоветское время сотни других исторических воинских частей, и главным образом авиационных. Можно предположить, что их сокращали в первую очередь из-за крайней дороговизны содержания боевой авиации.
И все же Мураховский полагает, что трактовка, подразумевающая больший приоритет сухопутных частей перед остальными, на сегодня неверна. «Во-первых, что касается приоритетов развития сухопутных войск в действующей государственной программе вооружений. Они примерно на равных с остальными видами вооруженных сил, в отличие от прошлой госпрограммы, где львиная доля выделялась на ВМФ и ВКС», – подчеркнул Мураховский.
То, что сейчас почетные наименования присвоили в том числе артиллерийским полкам, с его точки зрения, вполне оправданно. «В операции в Сирии, несмотря на полное господство в воздухе, на всякий случай, напомню, 50% всех огневых задач выполнялось артиллерией», – подчеркнул Мураховский.
О том, что руководство страны не забывает и о летчиках, свидетельствует и еще такой факт. В январе указом президента 23-й истребительный авиаполк получил почетное наименование «Таллинский», 277-й бомбардировочный авиационный авиаполк стал «Млавским». Названия даны в память об участии этих полков в двух значимых операциях времен войны: соответственно, в освобождении Таллина в 1944 году и в Млавско-Эльбингском наступлении января 1945 года.
Появление «Таллинского» полка вызвало, кстати, негодование в Эстонии. Хотя
«то, что в наименованиях присутствуют названия российских, украинских, белорусских или других городов, – это не в честь того, что там эти соединения дислоцируются,
а в память о том, что эти города они или обороняли, или освобождали от немецко-фашистских захватчиков», – напоминает Виктор Мураховский. Но нельзя сказать, что эстонские критики не понимают этого. Авторы возмущенных публикаций не скрывали, что именно их возмутило: напоминание о «мощных и разрушительных атаках» советской авиации на занятый фашистами Таллин.
Но как бы ни возмущались в ближнем зарубежье, скорее всего, в ближайшее время в российской армии появятся новые формирования с историческими названиями. Так, по открытым данным, воссоздаются два гвардейских авиаполка – 4-й морской штурмовой Новгородский и 689-й истребительный Сандомирский им. маршала авиации Покрышкина. Оба полка будут базироваться в Калининградской области.
«В приоритете возвращение исторических наименований, я думаю, никаких хитростей искать не надо», – считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин. «Скорее всего, дело в организационных причинах, – сказал военный эксперт газете ВЗГЛЯД. – Президент же сразу подписывает группу переименований. Сейчас ему подготовили группу документов по частям и соединениям сухопутных войск – он их подписал. Дальше ему могут подготовить такую же группу документов по авиации или флоту».
Источник: vz.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 20
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикации 4
комментариев 6235
Рейтинг поста:
Там несколько гвардий Берлинских получилось. Как-бэ намекаэ.
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
Начальник Генштаба Украины Виктор Муженко прокомментировал указ президента России Владимира Путина о присвоении 11 российским воинским частям почетных наименований в честь некоторых городов Украины.
По словам начальника Генштаба Украины, это «четкий сигнал», что Россия «не собирается останавливаться на Донбассе и Крыме».
«Это маркировка территории и озвучивание претензий на земли», – написал Муженко на своей странице в Facebook.
Он выразил мнение, что это событие никак не влияет на Вооруженные силы Украины.
Тем временем в украинском военном ведомстве заявили, что пока не понимают, как реагировать на действия российского лидера, передает РИА «Новости».
«Если бы взаимоотношения между странами были хорошими, подобная инициатива вызвала бы только позитивные эмоции. А как воспринимать нынешний жест Владимира Путина, непонятно. Это знак для начала более глубоких переговоров или троллинг? Мы не понимаем», – заявили в минобороны Украины.
Некоторые украинские политики признались, что решение Владимира Путина их «пугает поскольку может свидетельствовать о реальных планах по захвату Украины», передает RT.
Напомним, накануне президент Владимир Путин подписал указы о присвоении почетных наименований 11 воинским формированиям в России. В соответствии с указами главы государства полкам и дивизиям Российской армии присвоены имена украинских городов Львов, Нежин и Житомир.
В указах отмечается, что наименования присвоены различным частям ради «сохранения славных воинских исторических традиций, воспитания военнослужащих в духе преданности Отечеству и верности воинскому долгу».
https://vz.ru/news/2018/7/3/930644.html