Не только в России болели за нашу сборную. Приятно и понятно, что за них переживали в Белоруссии и Казахстане, в Молдавии и Армении – но особенно важно, что русских футболистов поддерживали многие на Украине. В условиях той ненависти к России, которую насаждают киевские власти, и это дорогого стоит – и является важным политическим признаком.
Проходящий в России чемпионат мира сам по себе очень не нравится украинской власти. Оно и понятно – ведь он опровергает их пропаганду о изоляции России и кризисе, в который якобы погружается наша страна.
Так что неудивительно, что из уст высокопоставленных украинских чиновников звучали призывы «испортить России праздник». Непонятно, правда, как можно было это сделать. Версию о возможном обострении на Донбассе всерьез рассматривать всё-таки не стоило. Последствия таких провокаций могли стать настолько болезненными для Киева, что это прекрасно понимали даже самые отмороженные авантюристы.
Так что портить праздник можно было только самим себе – вначале попытавшись отказаться от трансляции чемпионата, а потом говорить всякие гадости о его организации и российской сборной. Но по мере продвижения нашей сборной вперед выяснилось, что главные проблемы у Киева, как всегда, с собственным народом –
немало жителей Украины воспринимают команду России как свою и болеют за нее.
В обычной ситуации это было бы неудивительно. Сборная Украины на чемпионат не пробилась, и в этих условиях болеть за братьев-соседей совершенно естественно. Болеют же на Кипре за Грецию, а в Черногории за Сербию – один народ, одна вера, одна история. Так же было и с Украиной и Россией после распада СССР, в девяностые и нулевые годы.
Но после Крыма и Донбасса вместо «Украина не Россия» жителям незалежной стали внушать, что «Россия – враг Украины». Из Украины стали усиленно конструировать анти-Россию. Сравнения нашей страны с гитлеровской Германией стали общим местом для пришедших в власти в Киеве ультранационалистов – и даже простые симпатии к России стали осуждать как предательские. Под влиянием этой пропаганды продолжает пребывать немалая часть украинского общества – искренне считающая, что Россия напала на Украину, чтобы не пустить ее в богатую Европу. При этом вопрос о том, почему поход в Европу должен была непременно сопровождаться русофобией, не звучит в Киеве – потому что ответить на него нынешней власти нечего. Наверное, поэтому украинский президент Порошенко постоянно повторял, что русские и украинцы - два принципиально разных народа, с разными ценностями, разными устремлениями, разными качествами.
Наша же, российская власть, все эти годы повторяла совершенно противоположное – русские и украинцы это не просто народы-братья, это практически один народ. Об этом неоднократно говорили многие российские политики, в том числе президент Путин. У нас не просто общая история и культура - она одна и та же. Тысяча с лишним лет русской государственности, берущей начало от Киева и Новгорода – это наша общая, неделимая история. Разделить Киев и Москву невозможно, потому что это будет расчленением одного, единого народа.
Да, русский народ состоит из великороссов и малороссов. Да, малороссы, ставшие теперь украинцами, имеют свой говор, свой диалект, даже свой язык в рамках русской цивилизации – ну так и немцы, и китайцы отличаются внутри себя куда сильнее. Однако любая попытка поставить под сомнение существование единой немецкой нации будет расценена как антинациональное преступление, а в отношении нас те же европейцы всячески поощряют раскол и раздрай.
Станут ли немцы после вылета своей сборной с чемпионата мира болеть за Швейцарию – страну, в которой, как известно, на две трети германское население? Не думаю – в том числе и потому, что в составе команды конфедерации большинство составляют косовские албанцы. Но если бы была Австрия, понятно, что немцы болели бы за них.
Впрочем, в рамках Евросоюза Германия и Австрия теперь снова «одна страна». А вот жителям Украины объясняют, что они европейцы, а не русские. Однако, как показывает чемпионат, на Украине болеют за Россию.
Да, не все. Да, большинство не в открытую. Да, в разных регионах по-разному – если в Одессе всё в открытую, то в Киеве аккуратнее. Но даже имеющиеся свидетельства говорят о том, на чьей стороне симпатии болельщиков на Украине. В сети появилось множество роликов о том, как в барах в разных городах Украины болеют за Россию – при том, что понятно, что абсолютное большинство болевших за нашу команду смотрело футбол у себя дома: так спокойней и безопасней. Нет риска нарваться на неадекватного русофоба. И недаром матч Россия - Испания стал на Украине самой популярной трансляцией с чемпионата мира.
Публично выражать свои симпатии решаются немногие. Но, например, жена президента Федерации футбола Украины Екатерина Чаус на своей странице в Фейсбуке написала поздравления российской сборной и сообщила, что болела за нее в Германии:
«Это ж какая крутотенюшка - сделать действующих чемпионов! Украина с вами!».
Тут не важно, что Испания не была действующим чемпионом мира – важно, что человек не боится выражать свои симпатии к нашей стране. Это дорогого стоит. А учитывая, сколько миллионов граждан Украины болели за нашу команду у себя дома (или находясь на заработках в Европе или России), мы можем наблюдать как русофобский туман над незалежной начинает если не рассеиваться, то слабеть. А значит, в споре о том, один ли народ русские и укранцы, или же два разных, скорее прав Путин, чем Порошенко. Ведь нельзя же болеть за чужих, не так ли? Болеют лишь за своих, за родных, за близких. За тех же, к кому ты причисляешь себя сам.
И ближе становятся времена, когда две страны с одним народом вернутся к тому естественному и единственно правильному состоянию – единства и братства. Когда мы будем все вместе болеть за наших – не спрашивая в футболке какой страны они сейчас играют. А потом форма снова станет общей - потому что содержание определяет форму. А оно у нас в своей основе одинаковое.