Москва — Чемпионат Владимира Путина идет хорошо.
Российский лидер выступает в роли государственного мужа с самого начала чемпионата, принимая президентов и премьер-министров. Одних только билетов на матчи продано свыше двух с половиной миллионов, что повысит привлекательность его страны для туристов.
Да и сборная России, вступив в борьбу с самым низким рейтингом, превзошла все ожидания.
Чемпионат мира также помог Путину укрепить свой геополитический статус. На встрече с российским президентом, прошедшей в Москве в среду, советник президента США по вопросам национальной безопасности Джон Болтон (John Bolton) сделал Путину комплимент, полюбопытствовав, как тому удалось организовать чемпионат столь успешно.
И это не просто дипломатическая любезность. Чемпионат мира, похоже, закроет главу, начавшуюся для Путина после олимпиады в Сочи.
Спустя считанные дни после церемонии закрытия сочинской олимпиады российское правительство начало аннексию украинского полуострова Крым, что породило крупный международный кризис и волну обескураживающих санкций, принятых мировым сообществом против Москвы. Сбитый лайнер «Малайзийских Авиалиний» на востоке Украины усугубил изоляцию России, равно как и военное вторжение Путина в Сирию и вмешательство в исход американских выборов в 2016 году.
Сочинская олимпиада также бросила тень на весь российский спорт. В независимом отчете, созданном по заказу Всемирного антидопингового агентства (ВАДА), утверждается, что во время олимпиады в Сочи действовала государственная допинг-программа. В результате этого разоблачения, сборная России была дисквалифицирована с зимней олимпиады в Пхёнчане. «Чистым» спортсменам при этом разрешили выступать под олимпийским флагом. И вот теперь Путин упивается мигом международного русофильства — во всяком случае, так может показаться со стороны. Пока что чемпионат не был омрачен ни фанатскими побоищами, ни — постучим по дереву — терроризмом. Фотографии ликующих болельщиков на улицах Москвы и других российских городов рисуют страну в праздничном свете. На геополитическом же фронте финальным путинским аккордом к чемпионату станет саммит с президентом США Дональдом Трампом. Он пройдет 16 июля в Хельсинки, на следующий же день после финала чемпионата мира.
Пока что повестка дня выглядит весьма типично. На вопрос «Си-эн-эн» (CNN) о том, какие темы будут затронуты на предстоящем саммите с Путиным, Болтон ответил, что стороны обсудят «полный спектр вопросов», включая аннексию Крыма — хотя Кремль считает этот вопрос закрытым, несмотря на скудное международное признание.
На вопрос о том, есть ли смысл проводить саммит, если Россия никак не сменила своего поведения, повлекшего санкции, Болтон ответил следующее: «Лидерам наших стран важно провести встречу. Президенты Трамп и Путин полагают, что смогут найти конструктивные решения к целому ряду проблем, по которым существуют разногласия — а таких немало. Впрочем, найдутся и те, что скажет, что это «плохая идея»».
И это далеко не единственный жест доброй воли международного сообщества по отношению к России. На следующей неделе в Россию направляется группа сенаторов-республиканцев. Это будет еще одна встреча в верхах на фоне чемпионата мира.
Наконец, еще одна возможность для Путина предстать в роли государственного мужа — финал чемпионата мира. Он состоится 15 июня, и посмотреть матч Путин пригласил израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху. И хотя тот пока не дал своего согласия, свое присутствие уже подтвердил глава Палестинской администрации Махмуд Аббас.
Может статься так, что саммит Путин-Трамп и трехсторонняя встреча между Путиным, Аббасом и Нетаньяху обе окажутся скорее символическими, чем по существу. Санкции против России продолжают действовать, а отношения с США крайне натянуты. Однако с точки зрения зрелищных кадров, лучшего фона, чем чемпионат мира, и желать нельзя.
Вмешательство России в американские выборы остается главной темой в отношениях между Россией и США. Примечательно, что Кремль придерживается мнения противоположного: Путин обвиняет Запад в попытках влияния на внутреннюю политику России и всякое собственное вмешательство отрицает — так что сложно представить себе, что Москва и Вашингтон найдут здесь общий язык.
Директор московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин, один из ведущих специалистов по российско-американским отношениям, считает, что страны сделают, по крайней мере, один символический жест, чтобы придать саммиту легитимность.
«Чтобы смягчить критику грядущего саммита, Кремль и Белый дом могут сделать публичное заявление, что всякое вмешательство в механизмы подсчета голосов неприемлемо, — написал Тренин в своем твиттере. — Действительно, вмешательство попросту бессмысленно».