Беженцев из зоны вооружённого конфликта в Донбассе на Украине называют «внутренне перемещённые лица» (ВПЛ). На сегодняшний день таких «лиц» на Украине чуть менее 1,6 миллиона человек, по официальным данным. Несмотря на то, что эти люди сделали свой выбор (сознательно или в силу обстоятельств) в пользу Украины, относятся к ним, как к чужим, полагая, что все они – потенциальные «сепаратисты».
Оставшись без ничего и, по сути, начав новую жизнь, ВПЛ вправе были рассчитывать на помощь со стороны государства, которому они продемонстрировали свою верность. Однако Украина уже к концу 2014 года перестала их замечать, оставив беженцев наедине со своими проблемами.
Накануне президентских и парламентских выборов всплывает ещё одна проблема беженцев – нерешённый вопрос их избирательного права. А ведь ВПЛ – это 5% избирателей. Учитывая сегодняшние рейтинги украинских политиков, эти 5% голосов могут стать решающими.
Ольга Айвазовская, координатор политических и избирательных программ гражданской сети «Опора», уверена, что переселенцы могут принимать участие в выборах президента, но только после того, как изменят свой избирательный адрес. Однако это делают единицы, многие не хотят тратить время и силы на походы по инстанциям: в 2014 году только 120 тысяч избирателей по всей Украине изменили свои избирательные адреса.
Что касается парламентских выборов, то переселенцы могут голосовать лишь за списки партий, избирать же мажоритарщиков они не имеют права. Что касается местных выборов, то в них беженцы из Донбасса вообще не могут принимать участия, сколько бы времени они ни проживали в населённом пункте. И власти в Киеве никогда не скрывали, что не хотят давать переселенцам такое право, опасаясь, что те могут поддержать «неправильного» кандидата.
«Даже серийные маньяки в тюрьмах имеют право голоса, это право гарантируется международными конвенциями. То есть, если человек за преступление наказан и он лишен свободы, он имеет право голоса, и это нельзя отнять у него. Поэтому говорить о каких-то других мерах недопустимо, мы нарушим международные конвенции. Опять же международные судебные инстанции после этого будут наказывать Украину за нарушение этих конвенций», – говорит советник украинского министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Олеся Цыбулько.
Но для власти бывшие «донецкие» и «луганские» хуже серийных маньяков – они могут проголосовать «не так» и выбрать «не тех». И поэтому ожидать чудес, например, что Украина убоится наказаний за нарушение международного законодательства, не стоит. Страх потерять власть куда сильнее. Именно по этой причине на Украине наметилась тенденция записывать в переселенцы, лишённые права голоса, не беженцев, а обычных граждан. В прошлом году число беженцев вдруг необъяснимым образом выросло на 400 тысяч человек, в этом – на 60 тысяч только за три месяца. Таким образом киевский режим сокращает количество «неблагонадёжных».
По материалам СМИ