Красные ворота в Москве — пышная триумфальная арка в стиле барокко — были построены в 1709 году по приказу Петра I в честь победы над шведами в Полтавской битве.
Собственно, первая арка была деревянной, и в 1753 году ворота сгорели. И тогда Сенат распорядился на этом же самом месте возвести новые ворота — каменные, но в прежнем виде. Работу по восстановлению триумфальных Красных ворот поручили скульптору и архитектору Д. В. Ухтомскому. Выдающийся русский зодчий разработал проект новой площади, поместив в ее центре на возвышенности триумфальные ворота. В отличие от деревянных новые ворота представляли собой четырехгранное объемное сооружение, рассчитанное на круговой обзор со всех сторон площади. Ворота были расписаны под мрамор, позолочены и украшены 8 золочеными статуями, символизировавшими Мужество, Верность, Изобилие, Бодрствование, Экономию, Постоянство, Меркурия и Милость. Наверху ворот была бронзовая статуя Славы (Фамы), держащая в руках пальмовую ветвь и трубу.
За красоту и изящество по древнерусскому обычаю москвичи прозвали ее Красными воротами (кроме того, через арку проходила дорога на Красное село - ворота стояли поперёк нынешнего движения на Садовом кольце).
Во время большого московского пожара в 1812 году ворота обгорели. Правда, позже они были восстановлены.
В последний раз Красные ворота ремонтировались уже при Советской власти, в 1926 году. И в конце того же года значились в списке, составленном отделом коммунального хозяйства Моссовета, в числе зданий, подлежащих сносу! Мотивировка была стандартной по тем временам: «...ввиду узости места для проезда транспорта».
Оказывается, именно здесь должен был пройти циклопический проспект Дворца Советов, который рассекал город от предполагавшегося в Измайлове стадиона через Стромынку, Комсомольскую площадь и далее — через обреченную на снос нечетную сторону улицы 25-го Октября (бывшую Никольскую), через почти полностью уничтожаемые Волхонку и Остоженку на Комсомольский проспект и Юго-Запад.
На защиту городской достопримечательности поднялась общественность Москвы. За сохранение Красных ворот выступили архитектор А.В. Щусев, художник А.М. Васнецов, академик, секретарь АН СССР С.Ф. Ольденбург, Московское архитектурное общество. 10 января 1927 года Наркомпрос РСФСР обратился в Президиум ВЦИК с просьбой приостановить постановление о сносе. В письме говорилось, что Красные ворота «являются единственными в своем роде не только во всесоюзном, но и в мировом масштабе... Указание Моссовета на помеху для движения... представляется неубедительным, так как центр площади всегда не используется».
6 апреля Московский отдел народного образования направил в Моссовет просьбу о включении Красных ворот «в список памятников на учете». 16 апреля пришел ответ: «...Надобности о включении Красных ворот в список памятников нет».
Вскоре ворота были снесены.
Некоторые декоративные украшения Красных ворот сохранились в филиале Музея архитектуры имени А.В. Щусева (бывшем Донском монастыре) и в Музее истории города Москвы. До наших дней дошли чертежи ворот, составленные в 1932 году архитектором С.Ф. Кулагиным по ранее выполненным обмерам. Увы, это все, что уцелело от великолепного памятника архитектуры стиля барокко — знаменитых Красных ворот».
Та же участь постигла в 1928 и церковь Трёх Святителей у Красных ворот. В 1814 году в этом храме был крещён М.Ю.Лермонтов. Придворный поэт Демьян Бедный радостно писал:
"У "Николы" сшибли крест -
Стало так светло окрест!
Здравствуй, Москва новая,
Москва новая - бескрестовая!"
Снесли и дом, где родился Лермонтов - на его месте было построено высотное административно-жилое здание, на нижнем этаже которого был устроен северный выход из метро Красные ворота. Основной же выход из метро Красные ворота был сооружён в 1935 году архитектором Н.А.Ладовским как раз на месте разобранных Красных ворот.