Иностранная помощь: лучше с умным потерять, чем нам давать?

Иностранная помощь: лучше с умным потерять, чем нам давать?

О том, что Украина не использует все средства финансовой помощи и льготных кредитов от ЕС, США и международных организаций, говорят постоянно. Но причин никто не называет. Со стороны все это выглядит парадоксально. Мы постоянно плачем, что денег не хватает, и просим «подать на бедность». А когда подают, не берем. Почему? Ума не хватает освоить, или классическая безалаберность мешает? И что особенно забавно: не освоив то, что дают, хотим план Маршалла на $5 млрд. 

 

На прошлой неделе состоялась презентация Внешнего инвестиционного плана Европейского Союза в Киеве, на которой выступила председатель парламентского комитета по международным делам Анна Гопко. Она заявила, что для нашей страны доступны 7 млрд. евро для реформирования всех сфер экономики, но Украина использовала только 20% из них – 1,4 млрд. евро. Нового в ее словах ничего нет, только констатация факта. 

Евросоюз – крупнейший иностранный донор и кредитор Украины. После “революции достоинства” европейцы выделили нам в общей сложности 12,8 млрд. евро. Из которых около 800 млн. – безвозмездная помощь, остальное – кредиты под невысокий процент. 

ЕС оттеснил на второе место МВФ, который из текущей программы для Украины объемом в $17,5 млрд. выдал нам только половину – $8,7 млрд. Это уже вторая программа сотрудничества с Фондом. Была еще первая, двухлетняя программа stand-by на общую сумму в $17 млрд., утвержденная сразу после “революции гидности” в 2014 года. Мы получили по ней два транша – $3,2 млрд. и $1,4 млрд. Таким образом, в общей сложности мы получили от МВФ по двум программам $13,3 млрд., а от ЕС около $15 млрд. (если перевести курс евро в доллары). 

Но сумма кредитов и грантов могла бы быть намного больше, если бы Украина освоила все, что нам дают. А так только в прошлом году мы недополучили от ЕС около 100 млн. евро безвозвратной помощи и 600 млн. евро кредита. 

Не так давно немецкая Deutsche Welle (DW) сделала обширный материал о том, сколько международного финансирования теряет Украина. DW пришла к выводу, что на практике это составляет до 40% от выделенной суммы. Всего за последние годы Украина не смогла получить 5 млрд. евро, которые ей были готовы предоставить западные доноры. 

Почему и каким образом это происходит, демонстрирует громкий скандал, связанный с решением Брюсселя закрыть проект и заставить нас вернуть деньги, выделенные для модернизации шести контрольно-пропускных пунктов на границе с Польшей, Венгрией, Румынией и Словакией. Проект, на который ЕС предоставлял 29,2 миллиона евро, был начат в 2014 году, однако на конец 2017 года ни на одном из шести пунктов он не был завершен.

Нескрываемый восторг Запада от украинской революции на тот момент – весну 2014 года – придавал уверенность, что за такие “шалости” нам ничего не будет. Пожурят да и только. Но просчет был в том, что мы затянули с ничегонеделаньем. А через три года умиление Европы по отношению к Украине ушло, и фокус “не проканал”. Деньги пришлось вернуть на счета Еврокомиссии

По информации информагентства Reuters, решение закрыть проект было принято после того, как стало известно о ряде ошибок и перерасходе средств при участии украинских чиновников и подрядчиков. Государственная фискальная служба Украины, которая была бенефициаром этого проекта, оправдывалась изменениями в составе своего персонала, а также волокитой в оформлении контрактов.

Как пишет DW, “украинская сторона должна была лишь нанять подрядчиков, чтобы они проложили несколько метров асфальта и построили помещение КПП...”, но “...было обидно видеть, когда на стороне наших соседей пункт стоял уже построенный, а из нашего – только лежали балки и кирпич, и все это при непонятных движениях вокруг тендеров". 

Вообще, история с этими КПП очень поучительная, поскольку ЕС не просто закрыл финансирование по проекту, а и заставил Украину вернуть 29,2 млн. евро. То есть решил разок наказать “еврорублем”, чтобы хоть как-то приучить к финансовой дисциплине и отучить от воровства. 

И тут мы реально попали. Дело в том, что деньги на КПП выделялись на волне эйфории Европы по отношению к “революционной Украине” и мы принимали их с уверенностью, что восхищенные подвигом майдановцев европейцы проверять не будут. Так оно поначалу и было. 

На первый проект – модернизацию пропускного пункта между Украиной и Польшей «Устилуг – Зосин» – выделили 6 млн. евро. По данным DW, деньги должны были пойти на новые административные здания для пограничников и таможенников, сканеры для проверки автотранспорта и облагораживание территории. 

Но по факту за первые два года действия проекта рядом со старым ветхим зданием КПП была выкопана яма, которая за следующие три года изрядно заросла травой. Самое “замечательное”: на то, чтобы вырыть котлован, ушла половина выделенной суммы. Таким образом, мы продемонстрировали Евросоюзу, что умеем рыть самые дорогие котлованы в мире. Такое впечатление, что мы его лопатами копали и вышел hand made – ручная работа. 

Нескрываемый восторг Запада от украинской революции на тот момент – весну 2014 года – придавал уверенность, что за такие “шалости” нам ничего не будет. Пожурят да и только. Но просчет был в том, что мы затянули с ничегонеделаньем. А через три года умиление Европы по отношению к Украине ушло, и фокус “не проканал”. Деньги пришлось вернуть на счета Еврокомиссии. И сейчас мы лихорадочно пытаемся доказать, что половины суммы уже нет, ее потратили. На котлованы... 

Подобных примеров можно приводить много. Известно, что ЕС также требует от Украины вернуть деньги, которые выделяли на восстановление общежитий для переселенцев в Краматорске и Славянске. Речь идет о сумме в несколько миллионов евро. Максимум на что “спромоглися” чиновники, имея на руках 800 тысяч евро, – снять старую крышу и поставить новые окна. 

Сюжет показали не так давно по ТСН. В нем было сказано, что местным властям нужно было лишь найти фирму-застройщика. Спонсоры ждали три года, терпеливо сносили оправдание и перенос сроков, а потом их терпение лопнуло и встал вопрос, что “пора возвращать деньги”. Наши оторопели и попытались сказать, что “денег нет и неизвестно”. Но получили жесткий “отлуп”. 

В интервью пресс-атташе ЕС в Украине Давид Стулик заявил: Нам не важно, как будут возвращаться деньги. Их просто надо будет вернуть. Сейчас будет проведен внутренний аудит. Наши аудиторы выяснят, сколько денег было выдано, сколько не выдано. Сумма денег, которая не была использована, будет возвращена в бюджет ЕС”. 
То, что Евросоюз заставляет нас возвращать неиспользованные или украденные деньги из его программ, свидетельствует об одном: медовый месяц между нами и Европой закончился. Поблажек больше не будет. По мнению исполнительного директора Международного Фонда Блейзера Олега Устенко, если ЕС и будет теперь выделять Украине деньги, то под соответствующую программу помощи с очень тщательно расписанными жесткими условиями

То, что Евросоюз заставляет нас возвращать неиспользованные или украденные деньги из его программ, свидетельствует об одном: медовый месяц между нами и Европой закончился. Поблажек больше не будет. 

По мнению исполнительного директора Международного Фонда Блейзера Олега Устенко, если ЕС и будет теперь выделять Украине деньги, то под соответствующую программу помощи с очень тщательно расписанными жесткими условиями.

Более того, и Европа и США стараются давать деньги своим компаниям и связанным с ними грантовым структурам, которые тут работают, мотивируя это тем, что структуры власти не могут гарантировать эффективное освоение иностранных средств. 

В частности, исполнителем проекта по созданию современных центров административных услуг в городах Украины стала шведская организация SKL. Именно ей досталось управление десятками миллионов евро. Дать их в руки украинских органов власти, подрядчиков и даже общественных организаций Европа побоялась. 

И так происходит повсеместно. В СМИ нередко мелькают жалобы представителей местной власти, что иностранцы и “грантоеды” забирают от 30% до 80% от общей стоимости проектов, особенно региональных. Более того, они нередко предлагают программы, в которых мы совершенно не нуждаемся. Но спорить бесполезно: Запад исходит из того, что, если уж их деньги кто-то “освоит”, то пусть это делают свои, а не мы, чужие. 

Разговоры о том, что надо бы создать ведомство, которое будет централизованно абсорбировать и распределять средства международной помощи, пока остались разговорами. Причин много. Во-первых, часть средств предназначена для неправительственных организаций и они не собираются отдавать их под контроль власти. Во-вторых, министерство/госкомитет/нацагентство иностранной помощи (не важно, как его назвать) сможет стать “точкой входа” международных средств, но вряд ли сумеет осуществить контроль за эффективным использованием кредитов и грантов. 

Поэтому сейчас Европа исходит из того, что помощь надо сократить и выдавать в качестве “конфет” за наши добрые дела. Так, 16 мая комитет по иностранным делам Европарламента проголосовал за выделение Украине 1 млрд. евро. В качестве поощрения за то, что Центральная избирательная комиссия отражает баланс политических сил (т.е. там представлены все партии, которые на данный момент избраны в парламент Украины). 

На фоне всего описанного выше немного смешными выглядят рассуждения о так называемом "Плане Маршалла для Украины", который предусматривает ежегодное привлечение международных инвестиций в украинскую экономику на сумму в 5 млрд. евро. Известно, что план придумали литовцы в надежде стать провайдерами таких инвестиций. Они организовали и провели несколько конференций, круглых столов и других мероприятий. Израсходовали на это какие-то спонсорские деньги и на том пока успокоились. Перспектива ежегодных 5 млрд. евро исчезла, подобное ежику в тумане...